Я стал искать книжку Шоу-Бин-Джана. Её не оказалось в библиотеках МИДа, РГБ, Иркутска. Искал в Пекине и Тайбэе. Не было её в перечне литературы таких известных академиков китаистов, как С.Л. Тихвинский и В.С. Мясников. И вот удача! При повторных запросах год тому назад она нашлась! В оттиске «Известий Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества». (Иркутск.1926. том 51, стр. 167-172). Из тиража в 100 экз. сохранился только один!
Шиобин В-Чжан, посол Китая в ДВР и консул в Иркутске, был активным исследователем, а не «мямлей». Его избрали членом Географического общества, выступал в Иркутском университете и изучал китайские древности в музеях Читы, Иркутска и в частных коллекциях в Китае и Сибири. Его лекция в археологической секции ИГУ называлась: «Следы пребывания китайцев в Сибири и на Байкале».
Учёный консул «не доказывал никакие исторические права на Сибирь со стороны Китая», как отметил в донесении И.М. Гейцман, а, согласно китайским источникам и находкам, писал о том, когда Байкал стал известен в Китае. Консул дружил и находился в переписке с такими исследователями Сибири, как Б.Э. Петри, А.К. Кузнецовым и т.д.
Байкал известен давно, со времен династии Хуан-Ди (первого императора Китая), то есть с третьего тысячелетия до новой эры. В то время сын императора Сиан-Бий ушел в Саянские горы и положил начало племени Тоба. В 310-м году проникли в провинцию Шанси. Нападало на Китай и племя Киданей, от названия которого у народов Сибири и русских пошло название государства. Но самый значительный след в познании Китаем Байкала принадлежит гуннам, да тем самым, которые в IV веке повергли Рим.
В 33 году до новой эры, откупаясь от набегов кочевников, император Юань-ди повелел пять наложниц из своего гарема передать полководцу гуннов. Среди них оказалась Ван Чжаоцзюнь. До этого император не знал наложницу, а как воочию увидел эту красавицу, то горько пожалел об этом. Но императорское слово было дано, и девушка отправилась к гуннам на берега Байкала, где стала главной женой Хуханье - повелителя кочевников от Китайской стены до брегов Лены.
Судьба Ван Чжаоцзюнь такова. Из четырёх великих красавиц Китая она считается самой значимой и умной в истории Поднебесной. Ван Чжаоцзюнь родилась в деревне Баопин, в уезде Цзыгуй, сейчас это уезд Синшань в провинции Хубэй. Деревня Баопин переименована в селение Чжаоцзюнь с одноимённым музеем-парком, рядом город Ичан. Это - Центральный Китай.
Отец её был в преклонном возрасте, когда она появилась на свет, и её назвали «жемчужиной». Девушка получила прекрасное образование. При выборе наложниц для императора Ван Чжаоцзюнь, несмотря на противодействие отца, по конкурсу прошла первой. Император в отличие от русских царей, выбирая жен, не смотрел на наложниц, а доверял художникам, живописующим их портреты.
Семьи наложниц давали взятки художникам и те их изображали в приглядном виде. Ван Чжаоцзюнь, уверенная в своих достоинствах и прелестях, отказала в приношении придворному портретисту Мао Яньшу. И он её изобразил «горбатой, кривой и с бородавкой на носу». Императору она посему и не приглянулась. Увидев наложницу воочию, вскипел гневом, и продажного художника повелел казнить.
А Ван Чжаоцзюнь стала любимой женой гуннского полководца. Родила ему двух сыновей, один из которых Итуджияши выжил, и дочь Юнь. В 31 году до новой эры Хуанье умер, и Ван Чжаоцзюнь хотела вернуться на родину, но новый император Чэнь-ди отказал в этом ей и, посчитал, следуя обычаям гуннов, выйти замуж за следующего шаньюя, сына другой наложницы полководца. От него Ван Чжаоцзюнь родила двух дочерей, дожив до 70-ти лет.
Вместе с наложницами Китайский императорский двор, стремясь приобщить варваров к культуре (косматых и чумазых «урянхайцев»- жителей Тувы, «Саха» - народ, живущий в кале (навозе) - жителей Якутии), поставлял предметы быта, шелковые одеяния, инструмент и повозки, в том числе и погребальные. Даже черепицу для дворцов и дверную фурнитуру.
Согласно хронике, Ван Чжаоцзюнь посещала байкальские долины Селенги, Иркута и Ангары, была на Ольхоне. Тут китайская стратагема сработала: около 100 лет страна Неба не страдала от набегов кочевников. Ван Чжаоцзюнь называли «Нинху-яньчжи» - укротительницей варваров. Её гардероб, согласно преданиям, был модным и в следующих веках. В нём присутствуют сибирские материалы и мотивы.
В Китае Байкальскую принцессу-красавицу почитают символом семейного счастья и дружбы народов. Она идеал преданности Императору, а, значит, и государству. Не счесть стихотворений, ей посвященных, песен, пьес, экранизаций произведений литературы и искусства.
Где, в каких сибирских долинах, она похоронена, нам неизвестно, но в Китае, в провинции «Внешняя Монголия» близ города Хух-Хото есть её гробница, очень посещаемая туристами.
Спасибо, что остаётесь с нами)))
Вас заинтересовала судьба китайской красавицы?
Если хотите узнать подробности, обращайтесь к Вячеславу Майеру!