Найти в Дзене
5 УГЛОВ Новоуральск

Война. Мне было 9

22 июня 1941 год. Эта дата разделила жизнь многих на «до» и «после». Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны — это не только героизм солдат, воевавших на фронте, но и мужество людей, работавших сутками в тылу. Многие помнят войну с детских лет. Война для них — это тяжелый взрослый труд в условиях холода и голода. Своими воспоминаниями о начале Великой Отечественной поделилась жительница Новоуральска и ветеран труда — Мария Страусова. — Мария Ильинична, откуда вы родом? — Родилась я в 1931 году в тайге (улыбается). Это на самом деле тайга. Свердловская область, Гаринский район, село Гари. Родителей туда сослали с Кубани в 1929 году. Брату было тогда 2 года. И вот, мы там жили. Оттуда нас переслали в Новые Ляли, в барак. Фанерку поставят между семьями, так и жили там. — Можете рассказать, как началась для вас Великая Отечественная война? — Мне было 9 лет. Папу забрали на фронт, а мама все время работала. Я осталась за хозяйку. И еще на руках было у меня 2 «чебурашечк

22 июня 1941 год. Эта дата разделила жизнь многих на «до» и «после». Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны — это не только героизм солдат, воевавших на фронте, но и мужество людей, работавших сутками в тылу. Многие помнят войну с детских лет. Война для них — это тяжелый взрослый труд в условиях холода и голода. Своими воспоминаниями о начале Великой Отечественной поделилась жительница Новоуральска и ветеран труда — Мария Страусова.

— Мария Ильинична, откуда вы родом?

— Родилась я в 1931 году в тайге (улыбается). Это на самом деле тайга. Свердловская область, Гаринский район, село Гари. Родителей туда сослали с Кубани в 1929 году. Брату было тогда 2 года. И вот, мы там жили. Оттуда нас переслали в Новые Ляли, в барак. Фанерку поставят между семьями, так и жили там. — Можете рассказать, как началась для вас Великая Отечественная война? — Мне было 9 лет. Папу забрали на фронт, а мама все время работала. Я осталась за хозяйку. И еще на руках было у меня 2 «чебурашечки». Одной 5 лет, а другая только родилась. И мне пришлось бросить школу. Я не училась. Вернулась за парту, когда младшая подросла до двух лет.

— Можете рассказать, как началась для вас Великая Отечественная война?

— Мне было 9 лет. Папу забрали на фронт, а мама все время работала. Я осталась за хозяйку. И еще на руках было у меня 2 «чебурашечки». Одной 5 лет, а другая только родилась. И мне пришлось бросить школу. Я не училась. Вернулась за парту, когда младшая подросла до двух лет.

Я была маленькая. Мы не знали, что это все зачтётся, когда придет время. Мы ничего ни от кого не требовали. Потому что это такая жизнь была. Нам сказали идти, и мы шли

Жили, конечно, очень трудно. Ничего нам туда не доставляли, 200 грамм хлеба дадут, мы и тому радовались. Хлеб был вместо конфет. А сейчас, когда вижу, что валяется хлеб на улице, мне даже плохо становится. Хлеб тогда был для нас — сладость.

— Вы сказали, что звания «Труженик тыла» у вас нет. А работали вы с детских лет. Почему же нет звания?

— Ну это такая жизнь была. Работали в колхозе. Мы выращивали рожь, ячмень, но пшеницу не выращивали — не росла. Гороха было очень много. Вот собирали. Так как я была маленькая, мы не знали, что это все зачтётся, когда придет время. Мы ничего ни от кого не требовали. Потому что это такая жизнь была. Нам сказали идти, мы шли. Никого не оформляли. Позже уже, когда запрос отправила, то узнала, что и колхоза того уже нет давно.

-2

— Мария Ильинична, вы учились в школе и, получается, работали?

— Да… Дети тогда тоже работали. По хозяйству точно все трудились. На фотографии стою я в платье, и вот, чтобы на него заработать, ходила и собирала ягоду. Ягод очень много — большие леса там. Шишек очень много — лес такой. Вот, насобирал — сдал. Так и накопила на платье, сшила. Это ведь сейчас формы, а тогда никаких форм не было. Что наденешь, в том и пойдешь.

Плохо мы жили. Конфет нам не покупали, да их просто и не было. И уже когда взрослыми были, приезжали к родителям, а нам говорили: «Нечего конфетами баловаться. Видишь на дереве яблоки растут — это конфеты». Тогда жизнь была другая и век другой был.

58 лет жизни Мария Ильинична отдала людям, работая в медицинской службе. Все невзгоды воспринимала стоически. Она восхищается современной молодёжью. Говорит, мы разные поколения: «Мы умели работать, а вы с малых лет умеете обращаться с гаджетами». В свои 90 лет Мария Ильинична не отстаёт от правнуков и ловко управляется с планшетом. Современной молодёжи она желает усердно учиться. «Знание — это все!», — говорит ветеран труда

Катя Шебалина