Старые клячи
Большинство моих соотечественников считает эталонным Шерлоком Холмсом Василия Ливанова. Большинство моих соотечественников считают каноном «Бременских музыкантов» авангардный советский мультфильм с добавленным Трубадуром, к которому, кстати, тоже приложил талант Василий Ливанов. И, ежели хороших и разных героев Конан Дойля с каждым годом становится все больше, то с анимационными персонажами братьев Гримм все гораздо статичнее. Одним из немногих вариантов истории является гэдээровский кукольный мультфильм Die Bremer Stadtmusikanten (1988).
Одряхлел осел, не может таскать мешки с мукой. Одряхлел пес, не в силах гавкнуть на ночных воров. Одряхлел кот, не успевает словить шуструю мышь. Петуху настала пора становиться бульоном. Поэтому вперед, куда глаза глядят, всё лучше бесславного домашнего конца. А на всех табличках-указателях одно заветное слово – Бремен. Поэтому квартет домашних животных нарекли бременским, хотя до тамошней ратуши, где установлена скульптурная пирамида четверки, ему остался шесть часов ходу. Ну, а почему они числятся музыкантами, мультфильм студии ДЕФА, в отличие от работы Инессы Ковалевской, вообще не потрудился объяснить. Немного поорали выгнанные животные по ходу сюжета, типа певцы-самородки, дурными голосами, и всё.
Вот, если бы этот немецкий мультфильм был единственным в своём роде, то было бы трудно понять, почему не один век популярна европейская сказка. Свинцовые облака, невзрачная деревня, серая жизнь. Что-то чуть-чуть выше тривиальной нищеты. Если не приносишь физической пользы – ты лишний рот в хозяйстве. Ладно, обыкновенное дело и что дальше? Тянутся старые клячи до ближайшего леска и, напугав таких же малахольных разбойников, которые могут только мелочь по карманам брошенного плаща тырыть, заселяются в их хибару, где с наслаждением дожевывают объедки и устраиваются у затухающей печки. Жизнь наладилась, мультик закончился.
Если ничего нет в сюжете, может, мякотка в другом? Да нет, там тоже все депрессивно. Замученные куклы навевают мысль о посещении питерской Кунсткамеры, зал уродцев. Дешевые и невзрачные декорации объясняют любовь немцев к вульгарному шнапсу. Отсутствие мало-мальских нормальных персонажей толкает к мизантропии. Впрочем, при определенном рефлексирующим усилии, справедливости ради, можно вспомнить третьестепенного работника мельницы, который не стал забивать полудохлого осла, отправив его подыхать на вольные хлеба. Хотя, и злодеев, завораживающих своей отрицательной харизмой, здесь нет в принципе. Кому сопереживать, кем возмущаться? А, если, брать за основу, что главный зритель мультфильма – дети, то озеро вселенской печали разливается по экспоненте. Тягучая серость вряд ли заинтересует даже немецких пионеров конца восьмидесятых.
Вот так вот насмотришься на забугорные фильмы, снятые по их же родным либретто, и всё больше укрепляешься в любимом советском заблуждении. Наши слоны самые слонопотамные слоны в мире. Это их ослы – подыхающие меланхолики. Наши же запросто берут баррэ на бас-гитаре «Урал». Это их псы выплевывают последний клык мудрости. Наши же – лабающие хиппи. Это их драные коты не могут запрыгнуть на подоконник. Наши стиляги гипнотизируют одними стеклами очков. Ну, а про петухов гамбургских, то есть, бременских и говорить нечего. Смотрите наше кино.
#немецкая анимация #братья гримм #дефа #кукольный мультфильм #Бремен