Руководство Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству на авиационно-космической выставке МАКС-2021 в Жуковском заявило, что иностранные покупатели наконец-то проявили больший и более существенный интерес к очередному большому самолету "Сухой". Это универсальный Су-34, который был незаслуженно обойден вниманием на многочисленных презентациях новых истребителей ОАК. Его прототип впервые полетел в последние дни существования СССР, и, как многие перспективные машины того времени, проект был практически похоронен, поскольку страна столкнулась с чередой проблем и кризисов. Прототипы построенного самолета долгое время демонстрировались на выставках, но покупателей, видимо, это не заинтересовало. Все понимали, что в условиях распада постсоветского военно-промышленного комплекса массовое производство вряд ли возможно. Будущая "утка", названная так из-за необычной формы носа, сыграла важную роль в получении индийского контракта на производство крыльев для Су-30МКИ. Часть доходов была потрачена на производство замены бомбардировщика Су-24М, который, несомненно, был хорошим, боеспособным самолетом, но его ресурс постепенно подходил к концу. Первый серийный Су-34 поднялся в воздух осенью 2006 года и, не имея времени на надлежащие испытания, почти сразу же приступил к выполнению короткого, но очень интенсивного боевого задания. И если "робкие грузины" избежали наземных боев, то в небе, с помощью иностранных специалистов, им удалось продержаться несколько дней благодаря передовым советским системам ПВО.
В 2008 году Россия потеряла больше штурмовиков над Южной Осетией и Грузией, чем за всю сирийскую кампанию. Эта неприятная история была прервана вмешательством нового самолета "Сухой". Их снайперская атака на ключевой радар у села Шавшвеб, недалеко от Гори, вместе с предшественником Су-24М ослепила грузинскую ПВО, а мощные системы радиоэлектронной борьбы "Хибины" почти полностью рассеяли их.
Утки" долетели до Сирии и в итоге получили официальный "дом" в российских ВВС - самолет был полностью введен в эксплуатацию в 2014 году. Шесть самолетов были развернуты на Ближнем Востоке. Через четыре дня после прибытия, 30 сентября 2015 года, они превратили командный пункт повстанцев в городе Дейр Хафир в районе Алеппо в огромную яму. Затем был взорван нефтеперерабатывающий завод вблизи Алеппо. Но, пожалуй, самой известной операцией первых дней "борта" в Сирии стала атака на базу боевиков вблизи Ракки. В тот день лидеры запрещенной группировки "Джебхат ан-Нусра" встретились в одном из домов в пригороде. Пилоты Су-34 умело прописали прямой путь к гуру, обезглавив сразу несколько больших групп.
Подготовка самолета Су-34 к полету на базе Хмеймим в Сирии. Фото.
Десятки бункеров, подпольных нефтеперерабатывающих заводов, тренировочных лагерей и складов были захвачены самолетами Су-34. Глазурью на торте стало уничтожение заместителя главы запрещенной ИГ Абу Мухаммада аль-Аднана. В общей сложности Су-34 совершили более 500 боевых вылетов, взлетая с Хмеймима всякий раз, когда армии требовалось точное бомбометание.
Боевая подготовка Су-34 оказалась снайперской и очень эффективной. Но успешные продажи самолета долгое время не наступали. Единственным иностранным покупателем до сих пор был Алжир. Но, похоже, теперь ситуация может кардинально измениться. В настоящее время интерес проявляют не менее пяти иностранных заказчиков. Его тушение пожара в Сирии показало, как Canard может положить конец жизни различных неприятных личностей. И этот актив по-прежнему востребован на авиационном рынке.