История с французскими десантными кораблями "Мистраль" преподала нашим военным много горьких уроков, но есть, как говорится, и хорошие новости. Именно из-за этой неудачи Россия предприняла серьезные усилия и вложила значительные средства в разработку мощного морского ударного вертолета. Когда Франция наложила вето на продажу "Мистралей", все эти инвестиции показались ненужными или, по крайней мере, преждевременными. Но, как это иногда бывает, все получилось по русской пословице: "Не везет, да невезение помогло". Ка-52К "Катран" и сегодня продается лучше, чем его наземный аналог "Аллигатор". Сделка по вертолетам с Египтом, который купил "Мистрали" для России на саудовские деньги, была логичной и неизбежной. Но готовность Китая оснастить "Катраном" свои АУ типа 75 выводит эту передовую российскую военную разработку на совершенно новый уровень.
Сегодня в Китае остается все меньше военных областей, требующих импорта иностранной боевой техники. История закупок иностранных ударных вертолетов для НОАК, казалось, закончилась десять лет назад с поступлением на вооружение первого отечественного ударного вертолета CAIG WZ-10 или Z-10 "Харбин". Он создан на базе модели 941 конструкторского бюро "Камов", производимой в России. Но в данном случае китайцы все сделали правильно. Дизайн не имел ничего общего с основными российскими разработками, а заказ был полностью оплачен китайским правительством.
Базовый Z-10 должен был стать прототипом для целого ряда многофункциональных вертолетов, включая морской ударный и разведывательный вертолет. С появлением моды на многоцелевые десантные корабли в качестве "карманных самолетов", ВМС НОАК нуждались в такой машине наравне с самолетом. В общей сложности Китай планирует построить три вертолетоносца типа 75 с 28-30 винтокрылыми летательными аппаратами. Попытка приспособить Z-10 для этой цели не удалась. Китайский флагманский корабль "Страйкер" оказался слишком легким и плохо вооруженным, а его старая силовая установка быстро вышла из строя под возросшей нагрузкой морских операций.