Найти тему
Украина.ру

"Россия на самом деле не воюет с Украиной". На Запорожскую АЭС едут инспекторы МАГАТЭ

  © РИА Новости . Константин Михальчевский
© РИА Новости . Константин Михальчевский

Ситуация на Запорожской АЭС продолжает развиваться по привычному алгоритму: по станции стреляет украинская артиллерия, Россия фиксирует очередной удар со стороны ВСУ, Киев спокойно заявляет, что это российские военные, стоящие на объекте, сами себя зачем-то обстреливают. При этом пресс-служба украинского «Энергоатома» охотно кошмарит свою аудиторию, рассказывая, что «существуют риски утечки водорода и распыления радиоактивных веществ, высока и пожарная опасность». В Киеве продолжают настаивать на том, что союзные войска должны покинуть территорию АЭС.

Ситуация на Запорожской АЭС продолжает развиваться по привычному алгоритму: по станции стреляет украинская артиллерия, Россия фиксирует очередной удар со стороны ВСУ, Киев спокойно заявляет, что это российские военные, стоящие на объекте, сами себя зачем-то обстреливают. При этом пресс-служба украинского «Энергоатома» охотно кошмарит свою аудиторию, рассказывая, что «существуют риски утечки водорода и распыления радиоактивных веществ, высока и пожарная опасность». В Киеве продолжают настаивать на том, что союзные войска должны покинуть территорию АЭС.

Так, в воскресенье Минобороны России сначала сообщило, что украинские военные запустили по АЭС дрон-камикадзе, который был сбит ПВО, а затем информировало о том, что «Збройні сили» выпустили девять снарядов, три из которых угодили в район спецкорпуса, где хранится ядерное топливо и твердые радиоактивные отходы. Были повреждены линии трубопроводов, один снаряд «приземлился» около шестого энергоблока, еще пять — рядом с насосами, охлаждающими реактор. Артиллерию украинской армии в итоге подавили ответным огнем.

Официальный представитель российского Министерства иностранных дел Мария Захарова отметила, что действия Киева в ситуации с Запорожской АЭС можно расценивать как ядерный терроризм.

Глава военно-гражданской администрации Энергодара Александр Волга объяснял, куда стреляют ВСУ: «Ведется постоянный хаотичный обстрел и самой АЭС, и систем коммуникаций ЛЭП. Основная цель террористов сегодня — ЛЭП, которая шла непосредственно от АЭС для подпитки энергосистемы на территории подконтрольной нам части Запорожской области, а также в энергосистему самого Энергодара».

«Прилеты» снарядов дело уже привычное, необычным происшествием стали перебои с поставками энергии с АЭС. В пятницу, 26 августа, украинский «Энергоатом» сообщал об отключении станции от сетей, хотя в частях Херсонской и Запорожской областей, находящихся под контролем России, электричество было и есть. Днем ранее удары ВСУ привели к короткому замыканию, что вызывало срабатывание системы безопасности, это в свою очередь привело к перебоям в поставках на территорию Запорожской и Херсонской областей.

На фоне такого напряжения на станцию ожидается визит делегации Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). До сей поры МАГАТЭ демонстрировала непредвзятость. После того, как Россия уведомила о взятии под контроль АЭС, организация выпустила довольно нейтральное сообщение от имени генерального директора Рафаэля Гросси: «Необходимо избегать любых военных или иных действий, которые могут угрожать безопасности или физической безопасности АЭС Украины (…). Эксплуатационный персонал должен иметь возможность выполнять свои обязанности в области безопасности и физической безопасность и обладать способностью принимать решения без излишнего давления». Правда, в МАГАТЭ все же призвали прекратить вооруженный конфликт.

Даже на пожар в районе атомной электростанции в МАГАТЭ отреагировали скорее флегматично, отметив, что возгорание не тронуло основное оборудование АЭС.

В заочном споре экспертов о том, насколько боевые действия, могут повредить станции и вызывать техногенную аварию или даже катастрофу, Международное агентство по атомной энергии может поставить точку — уже определена группа специалистов, преимущественно из нейтральных стран для инспекции на АЭС.

Политолог Андрей Перла по поводу ситуации вокруг Запорожской АЭС напоминает, что «со всеми подобными информационными поводами и событиями надо обходиться отстраненно». «Как напоминает нам Есенин, большое видится на расстояние, поэтому ни на минуту нельзя забывать контекст событий: Россия на самом деле не воюет с Украиной», — подчеркивает он.

Как полагает собеседник издания, смысл шума вокруг атомной станции становится ясен, если помнить, что вся эта история сочинена с единственной целью — давить на Москву, надеясь, что у Кремля дрогнут нервы. «Да, казалось бы, проще, если бы Россия действительно вела войну против этого недогосударства с его последующим уничтожением. Россия же вынуждена сейчас вести тяжелую борьбу на истощение с объединенным Западом. И все те новости и страхи, которые нам транслируют, имеют смысл в рамках этой борьбы — Запад делает вид, что боится радиационной опасности от Запорожской АЭС, хотя сам же поставляет оружие, из которого обстреливают станцию», — описывает собеседник издания ситуацию.

«Напугать обывателя этой историей можно, хотя, на мой взгляд, чтобы произошла масштабная катастрофа, подобная Чернобыльской, на Запорожской АЭС должна запуститься цепь маловероятных событий. Проблема же в том, что переговоры вести по этом вопросу не с кем. С ЕС обсуждать нельзя даже проблемы ее же энергетической безопасности, не то что защиты крупнейшей в Европе атомной станции. Представители США готовы заявить, что воевать надо до конца, им плевать, что будет с Украиной, что замерзнет Европа, что там с АЭС. Россия — единственный субъект, который принимает решения в этом случае», — уточняет Перла.

И если говорить о безопасности на континенте в широком смысле, то целью специальной военной операции является независимость стран Европы, считает политолог. Когда в столицах субконтинента смогут принимать действительно суверенные решения в своих интересах, можно будет достигать каких-то договоренностей. А до той поры все проблемы на бывшей Украине, в том числе и с Запорожской АЭС, сможет и будет решать только Россия. Больше некому.