Найти тему
FIT BLOG

Самый величайший из всех Jaguar

За свою богатую историю компания Jaguar создала много замечательных машин. Какая модель может называться лучшей – тут мнения расходятся, у каждого свои фавориты.

Кто-то без ума от Jaguar E-Type, кому-то по сердцу седан XJ 1968 года, кому-то ближе суперкар XJ220 1992 года, кто-то голосует за спортивный и проворный MkII 1959 года, а кто-то по уши влюблен в аристократа XJS 1975 года. Но все, думаю, согласятся, что всех этих машин не было бы, не появись в 1948 году первого родстера под маркой Jaguar – восхитительного XK120, проложившего путь к будущим еще более захватывающим моделям компании.

Jaguar XK120, 1948-1954 гг.
Jaguar XK120, 1948-1954 гг.

Родстер был впервые показан на автосалоне в Эрлс Корте в Лондоне в 1948 году одновременно с седаном Jaguar Mark V и был создан на его укороченной базе. Это были две первые новинки компании Jaguar после окончания Второй Мировой войны.

Родстер стал несомненной звездой того автосалона. И если седан был сразу спроектирован для серийного производства, то родстер был выставлен в качестве прототипа, концепт-кара. Однако реакция публики оказалась столь восторженной, что хозяин компании сэр Уильям Лайонс принял решение выпустить ограниченную партию этих автомобилей. Ограниченную – потому, что технология машины не предполагала её массового выпуска. Создатели и подумать не могли, что рождается великий автомобиль.

Jaguar XK120, 1948-1954 гг
Jaguar XK120, 1948-1954 гг

Основу машины сначала составляли лонжеронная рама и деревянный каркас кузова, к которому крепились легкие алюминиевые панели. Кузов крепился к шасси в 12 точках. Кузовные панели из алюминия выколачивались заводскими умельцами вручную буквально на коленке, поэтому процесс был очень трудоемким и небыстрым. За 1948-1949 годы было собрано всего 240 таких родстеров с алюминиевыми кузовами, и сейчас они представляют наибольшую ценность для коллекционеров.

-4

В начале 1950 года был внедрен штампованный стальной корпус, что позволило значительно удешевить и ускорить процесс сборки. При этом внешность осталась такой же восхитительной что и в момент дебюта. Машина получилась очень красивой. Дизайн был неподражаем и не имел аналогов, хотя при создании внешнего вида ориентировались на довоенный немецкий родстер BMW 328. Однако Jaguar XK120 смотрел в будущее и был определенно современнее.

Jaguar XK120, 1948-1954 гг
Jaguar XK120, 1948-1954 гг

Двухместный родстер получил классические обтекаемые формы, очень длинный капот и отнесенный к задней оси салон, зауженную заднюю часть, аккуратные бамперы, передние пышные крылья плавно перетекали в задние крылья, переднее стекло состояло из двух плоских частей, задние колеса могли закрываться щитками, линия багажника плавно закруглялась вниз. Первоначально двери не имели наружных ручек дверей, также модель не имела поворотников. Внешность получилась очень элегантной, сбалансированной, изящной, её смело можно назвать сексуальной.

Jaguar XK120, 1948-1954
Jaguar XK120, 1948-1954

Сердцем новой машины стал полностью новый революционный двигатель – рядный 6-цилиндровый мотор серии ХК с двумя верхними распредвалами. Его начинали разрабатывать еще во время войны. При рабочем объеме 3442 см3 двигатель благодаря двум карбюраторам SU выдавал мощность 160 л.с. Мощность по тем временам была выдающаяся.

Двигатель Jaguar XK120
Двигатель Jaguar XK120
Двигатель Jaguar XK120 под капотом
Двигатель Jaguar XK120 под капотом

А в названии модели ХК120 была заложена максимальная скорость машины в милях/час – автомобиль мог разгоняться до 193 км/ч. Время разгона до 100 км/ч составляло 11 с. С такой динамикой Jaguar XK120 несколько лет был одним из самых быстрых серийных автомобилей. Не менее важен был такой параметр как эластичность мотора.

Сам Уильям Лайонс остался доволен характером нового мотора, который тот продемонстрировал при ускорении с 10 миль/ч на высшей передаче при полностью выжатой педали акселератора. Двигатель получился очень гибким и приемистым. Средний расход топлива родстера составлял 12,4-14,3 л/100 км.

Реклама Jaguar XK120
Реклама Jaguar XK120

К слову сказать, двигатель получился настолько удачным, что его последующие модификации использовались в моделях Jaguar аж до 1992 года! Что же касается остальной техники, то здесь модель была не столь революционна, а в чем-то и весьма архаична. Передняя подвеска была независимой на двойных поперечных рычагах с продольными торсионами, сзади стоял классический ведущий мост на полуэллиптических рессорах. Спереди были телескопические амортизаторы, сзади — поршневые. Тормоза на всех колесах были барабанными, рулевое управление было выполнено по схеме “винт и ролик”. Коробка передач – 4-ступенчатая, причем 4-я передача была прямой.

Компоновка Jaguar XK120
Компоновка Jaguar XK120
Рентген-схема Jaguar XK120
Рентген-схема Jaguar XK120

Размеры родстера по нынешним временам компактные – длина 4394 мм, ширина 1562 мм, высота – 1334 мм, колесная база – 2591 мм. Масса была немалой – 1321 кг. Салон машины был довольно спартанским. Два сиденья с низкими спинками были установлены практически на полу, в результате чего посадка получилась своеобразной – с сильно вытянутыми ногами.

Интерьер Jaguar XK120
Интерьер Jaguar XK120

Перед водителем находился 4-спицевый руль большого диаметра, от края до края тянулась деревянная панель, по центру которой были сгруппированы приборы. Единственное маленькое зеркало заднего вида располагалось по центру над панелью приборов (нормальное решение для тех лет). Рычаг переключения передач был небольшим с крохотным набалдашником, а сами передачи переключались с необычайной легкостью и четкостью. На заказ сиденья и двери можно было обить высококачественной натуральной кожей от Connoly Leather.

Интерьер Jaguar XK120
Интерьер Jaguar XK120

Помимо прекрасной внешности и мощного тяговитого двигателя родстер мог порадовать и приличными для тех лет ходовыми качествами. На хорошем покрытии ХК120 вел себя великолепно, на высокой скорости он оставался на зависть устойчивым. Это дополнялось легким рулевым управлением (по меркам тех лет) и комфортабельной подвеской, хорошо переваривавшей неровности сельских английских дорог.

Однако удовольствие от вождения омрачалось барабанными тормозами, которые были не очень эффективны и склонны к перегреву из-за не самого лучшего охлаждения. Еще из минусов – архаичный задний зависимый мост превращал поездку по неровным дорогам на высокой скорости в испытание для водителей. А когда начались поставки модели в США, выяснилось, что в жарком климате при интенсивном движении и двигатели были склонны к перегреву.

Jaguar XK120, 1948-1954 гг
Jaguar XK120, 1948-1954 гг
Jaguar XK120, 1948-1954 гг
Jaguar XK120, 1948-1954 гг

И всё же, сильных сторон у машины было куда больше. Покупатели воспринимали родстер как машину мечты, настолько она была круче большинства других машин. К тому же, цена машины была вполне приемлемой.

Помимо продаж в Европе, основным рынком сбыта для модели стали США, где Jaguar XK120 очень полюбился местной публике и стал очень модной машиной. В самих США такого типа машин не производили до появления в 1953 году первого Chevrolet Corvette, созданного в том числе с оглядкой на ХК120. Важный момент заключался в том, что Jaguar XK120 стабильно стал приносить столь нужную валютную прибыль в британскую казну. В Англии в 1949 году родстер стоил 1263 фунта.

Реклама Jaguar XK120
Реклама Jaguar XK120
Реклама Jaguar XK120
Реклама Jaguar XK120

В рекламных целях компания Jaguar устроила рекордный заезд новой модели на бельгийской трассе в Яббеке, где модель с откинутым лобовым стеклом развила максимальную скорость 213,4 км/ч. А со стандартным стеклом машина развила 203,5 км/ч. Журналисты не скрывали восторженных отзывов после тестов новинки, и даже обычно сдержанный английский журнал Autocar написал, что новый родстер от Jaguar занял величайшее место в мире, и что все его характеристики должны описываться исключительно в превосходной степени!

Тест Jaguar XK120 в британском журнале Motor
Тест Jaguar XK120 в британском журнале Motor

Разумеется, гонщики не могли обойти вниманием такой яркий автомобиль, и успехи в спорте не заставили себя ждать. В Сильверстоуне в 1949 году машина победила в часовой гонке. Уже в 1950 году Jaguar XK120 победил в гонке Tourist Trophy на острове Мэн, а также участвовал в “24 часах Ле-Мана”, но не столь успешно. “24 часа Ле-Мана” были выиграны в следующем, 1951 году – на модификации XK120 C-Type.

В 1951 и 1953 годах машина выиграла ралли Королевского автомобильного клуба (RAC-rally). Также стоит отметить блестящую победу в январе 1953 года в 24-часовой австралийской гонке, а также первое место на этапе американского чемпионата NASCAR в 1954 году. Это было первое участие и первая победа иностранной модели в гонках NASCAR.

В 1953 году специальная рекордная модель ХК120 ХР/11 с прозрачным колпаком над водителем на трассе в Яббеке развила скорость 277,5 км/ч на дистанции одна миля с хода! Эти и многие другие выступления и победы служили блестящей рекламой ХК120.

Jaguar XK120 на гоночной трассе
Jaguar XK120 на гоночной трассе

На рынке с ХК120 могли соперничать такие достойные модели как Aston-Martin DB2, Maserati A6, Mercedes-Benz 300SL, Ferrari 195/212 Inter.

-20
-21

В 1951 году появилось купе с жесткой крышей. Оно получило не менее эффективный дизайн в его внешности с выпуклой крышей, округлым окнами и покатым задком можно уловить мотивы французских машин Bugatti 1930-х годов. Несмотря на тесноту, купе получилось более практичным и могло эксплуатироваться и в плохую погоду. При этом купе получило увеличенное лобовое стекло, стекла в дверях и поворотные форточки.

Купе Jaguar XK120, 1951-1954
Купе Jaguar XK120, 1951-1954
-23
-24

Купе с правосторонним управлением стало самой редкой версией ХК120 – всего изготовили около 200 таких купе. А в 1953 году появилась версия “Drophead Coupe” со съемной мягкой крышей, которая складывалась позади сидений – фактически, это был кабриолет. Одновременно салон встал шикарнее, предлагая вставки из натурального дерева.

-25
-26
-27

В 1951 году появилась версия XK120 SE (“Special Equipment”), чей двигатель получил модернизированные распредвалы (увеличенный подъем клапанов) и облегченный коленвал, а также машина получила раздельные выхлопные трубы. Мощность двигателя выросла до 180 л.с. Скорость выросла до 210 км/ч.

Актер Кларк Гейбл за рулем родстера Jaguar XK120
Актер Кларк Гейбл за рулем родстера Jaguar XK120

Что интересно, еще в момент дебюта в 1948 году была задумана младшая модель ХК100 с 4-цилиндровым 2,0-литровым двигателем мощностью 95 л.с., но она так и не была воплощена в реальность.

До 1954 года, когда модель сменила более совершенная ХК140, было выпущено 12078 автомобилей Jaguar XK120, из них 2/3 составляли открытые автомобили Roadster. Около 80% всех выпущенных автомобилей ушло на экспорт, главным образом в США. Нет сомнения, что родстер Jaguar XK120 вписан золотыми буквами в мировую историю автомобилестроения, при этом он стал одной из величайших моделей компании Jaguar.

Jaguar XK120, 1948-1954 гг
Jaguar XK120, 1948-1954 гг

Автор: Anderson1977