Сегодня мы разберем одну тему, которая частенько становится камнем преткновения для читателей Библии. Речь идет о библейской книге Экклезиаста и о том, что этот мудрый человек сообщает нам о будущем человека в вечности.
Разобрав позицию Экклезиаста, мы также пройдемся по христианскому учению и обсудим причины обнаруженных различий.
Кто такой Экклезиаст
Слово «Экклезиа́ст» (также «Екклесиа́ст», или по-еврейки «кохелет») обычно переводится как «член собрания», «учитель» или «проповедник».
Вот как описывает себя автор этой книги:
1 Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
…
12 Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме…
(Екклесиаст, глава 1)
В Иерусалиме над всем Израилем правили только три царя: Давид, Соломон и Ровоам (см. 2Цар. 5:4-5; 3Цар. 11:42, 14:21).
Экклезиаст называется сыном Давида, поэтому Давидом он быть не может.
А Ровоам большим умом не отличался: по совету молодых товарищей он в первые же дни потерял лояльность десяти колен Израиля, нахамив их послам, и был отвергнут ими (см. Третью книгу Царств, главу 12). Под началом Ровоама образовалось отдельное иудейское царство.
С учетом этих сведений остается один вариант: Экклезиастом в Библии называется Соломон.
О чём он писал
Многие из нас слышали знаменитые слова Экклезиаста:
2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!
(Екклесиаст, глава 1)
Автор много рассуждает о бессмысленности человеческих трудов, о непостижимости всех дел и о периодических свойствах природных процессов:
3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
8 Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
10 Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
(там же)
И многое другое в таком роде. Порой даже неверующие находят эту книгу весьма занятной как философский трактат.
Но сегодня я предлагаю сосредоточиться на одной теме: посмертная участь человека.
Что там после смерти?
2 Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.
3 Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим.
4 Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.
5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению,
6 и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем.
7 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим.
…
10 Всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.
(Экклезиаст, глава 9)
7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его.
(Экклезиаст, глава 12)
Согласно Экклезиасту:
- «одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим» (9:3).
У праведника и грешника одна участь, и потому люди не заботятся о праведности, а допускают в сердце зло; - «в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (9:10).
После смерти человек уже не живет и не размышляет подобно живым. Следовательно, умерший не может ни радоваться, ни страдать; - «и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (9:6).
Смерть — это навсегда. Следовательно, умерший никогда не оживет; - «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (12:7)
Согласно Бытию 2:7, Бог создал человека из земного праха и вдохнул в него дыхание жизни, так что в результате их слияния человек стал живой душой. А согласно Экклезиасту, при смерти человека происходит обратный процесс: умерший распадается обратно на прах и дух, из которых был сотворен, и его составные части возвращаются туда, откуда пришли. То есть после смерти от человека ничего не остается.
Печальная картина, не правда ли?
А главное — в христианской проповеди вы не услышите ничего подобного.
Неужели мы все отпали от древних библейских истин и увлеклись глупыми ересями?
Да! И научил нас этим ересям не кто иной, как Иисус Христос.
Чему учит Иисус
1. Участь человека:
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира […]
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его […]
46 И пойдут сии в муку* вечную, а праведники в жизнь вечную.
(Евангелие от Матфея, глава 25)
* κόλασις — наказание, кара
Согласно этому отрывку о конце времен, участь праведников и грешников различна.
2. Состояние умершего:
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь…
(Евангелие от Луки, глава 16)
Согласно притче о богаче и Лазаре, смерть не уравнивает праведника и грешника. Существует посмертное воздаяние, через которое проходят умершие, и оно различно для разных людей.
3. Жизнь после смерти:
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
(Евангелие от Иоанна, глава 5)
Согласно этому свидетельству Иисуса, умершие однажды воскреснут — к жизни или к осуждению.
4. Состояние души после смерти:
28 После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.
29 И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.
30 И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия;
31 явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.
(Евангелие от Луки, глава 9)
Это событие, известное как преображение Господне, описывает двоих ветхозаветных персонажей — Моисея и Илию.
Про Илию известно, что он был взят живым на небеса (см. Четвертую книгу Царств 2:11).
А вот Моисей умер (см. Второзаконие 34:5-6). Однако же Иисусу Христу он явился и говорил с ним. Даже после своей смерти Моисей оставался в здравом уме.
Это говорит о том, что человек не пропадает со смертью своего тела.
Ни о чём подобном Экклезиаст не имел ни малейшего понятия.
Сводка
Соберем эти идеи вместе для более удобного сравнения:
Экклезиаст: у праведника и грешника одна участь.
Иисус: участь праведников и грешников различна.
Экклезиаст: умерший не может ни радоваться, ни страдать.
Иисус: существует посмертное воздаяние.
Экклезиаст: умерший никогда не оживет.
Иисус: умершие однажды воскреснут — к жизни или к осуждению.
Экклезиаст: после смерти от человека ничего не остается.
Иисус: человек не пропадает со смертью своего тела.
Откуда столько противоречий?
Между Иисусом и Экклезиастом есть масса разногласий. Читатель Библии может обесценивать положения одного из них, чтобы утверждать обратное на основании слов другого, — в зависимости от того, какая доктрина принята в его общине.
Например, у «Свидетелей Иеговы» (ныне запрещенных в РФ) принято в вопросах посмертного воздаяния держаться позиции Экклезиаста, потому что он «богодухновенный», а у Иисуса это всё метафоры. Однако в вопросах воскресения «богодухновенный» Экклезиаст начисто игнорируется, а в евангельской проповеди о воскресении и вечной жизни всё понимают буквально.
Оно и понятно: проповеднику выгодно привлекать людей, которые боятся геенны, и уверять их, что никакой геенны нет, но в то же время мотивировать аудиторию вечной жизнью. Однако это как-то непоследовательно. Нет единого принципа в рассуждении.
Я же предлагаю обратить внимание на источники информации, из которых Экклезиаст и Иисус черпали свои идеи.
Источники
Вот что говорит Экклезиаст:
12 Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;
13 и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
(Екклесиаст, глава 1)
Экклезиаст утверждает, что исследовал и испытывал мудростью всё, что делается под небом. В этом заключается его подход к делу.
Действительно, какие выводы можно сделать, глядя на трупы людей? Они не живут, не шевелятся, не говорят. В них нет дыхания жизни. Как лежали, так и лежат. Непохоже, что они вообще когда-нибудь встанут. А от далеких предков и вовсе ничего не осталось. Какие тут можно сделать выводы, если не те, к которым пришел наш Экклезиаст?
О тотальности и необратимости смерти говорят опытные наблюдения. Мертвых мы видим, а воскресших не видим.
Впрочем, насчет участи духа наш герой колебался, так как подобные вещи опытным путем не постигаются:
21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
(Екклесиаст, глава 3)
Другое дело — Иисус.
Вот что он сказал фарисею Никодиму:
11 Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
(Евангелие от Иоанна, глава 3)
Согласно Иисусу, его учение представляет собой свидетельство о том, что он знает и что видел.
Экклезиаст такого свидетельства не имел, а потому рассуждал о смерти в меру своего разумения и в соответствии с той ограниченной информацией, которой он располагал как земной смертный.
Заключение
«Экклезиастиане» тоже имеют право на существование, однако путать их с христианами нам не следует. Христиане потому и называются христианами, что принимают свидетельство от Иисуса Христа, не искажая его в пользу опытных рассуждений Экклезиаста — правдоподобных и уместных в определенной области, но всё же основанных на неведении.
Иисус Христос — учитель христиан, и они учатся с его слов.