Найти тему
Владимир Гаранкин

ГОРОДА РОССИИ. СТАРАЯ РУССА. Часть 2

Дом-музей Федора Михайловича Достоевского. Фото автора
Дом-музей Федора Михайловича Достоевского. Фото автора

Позади меня остается Воскресенский мост. Узкая дорога, по которой проезжают редкие машины. Ивы, склонившиеся над Перерытицей, дающие хоть какую-то тень в этот жаркий день.

Тот самый дом. Фото автора
Тот самый дом. Фото автора

Набережная Грекова, 25. Я стою перед домом Грушеньки. Здесь жила Агриппина Меньшова, послужившая прототипом Грушеньки Светловой из романа «Братья Карамазовы».

Увы, лучшей фотографии я сделать не смог... Фото автора
Увы, лучшей фотографии я сделать не смог... Фото автора

Двухэтажное строение находится на стадии капитального ремонта, а территория вокруг него огорожена железным забором. Пользуясь тем, что сегодня воскресенье и строителей нет, я аккуратно проникаю на участок. Позади дома растут яблони, а самому ему, похоже, предстоит пережить немало дней, чтобы радовать глаз. Работы предстоит еще очень много. Хорошо то, что его все-таки ремонтируют, в отличие от строения неподалеку, которое смотрит на меня заброшенными оконными проемами.

Под снос?! Фото автора
Под снос?! Фото автора

Я перехожу на другой берег Перерытицы и иду по узкой набережной Достоевского. Глядя на жилые строения, опять складывается ощущение, что попал в свое детство, о котором мне напоминают деревянные дома с аккуратными резными наличниками. В похожем доме я провел свои дошкольные и школьные годы.

Вспоминая детство. Фото автора
Вспоминая детство. Фото автора
И телевизионная тарелка при доме! Фото автора
И телевизионная тарелка при доме! Фото автора

Я направляюсь в самый конец набережной, к Дому-музею Достоевского. Слева от меня – дома, справа – река. Приятно не только идти в тени деревьев, но и любоваться реальным воплощением идей местных умельцев, превративших громадные пни в милые цветники и поселив кота ученого в дупло старого дерева.

Очень душевно! Фото автора
Очень душевно! Фото автора
Почти по Александру Сергеевичу! Фото автора
Почти по Александру Сергеевичу! Фото автора

Прохожу мимо дома с муралами Катерины Ивановны Верховцевой и Грушеньки. Об этих работах много говорят и пишут, высказывая диаметрально противоположные мнения. Понятно, что все мы видим и представляем и героинь, и героев Достоевского по-разному, и это абсолютно нормально. У меня лично то, что я вижу, не вызывает никакого отторжения. Мне нравятся эти муралы.

Катерина Ивановна. Фото автора
Катерина Ивановна. Фото автора
Грушенька. Фото автора
Грушенька. Фото автора

Музей романа «Братья Карамазовы» появился в городе относительно недавно, в 2018 году.

Музей романа «Братья Карамазовы». Фото автора
Музей романа «Братья Карамазовы». Фото автора

Поборов желание заглянуть в него (я уже отстаю от своего графика), через 10 минут подхожу к большому двухэтажному дому зеленого цвета, в котором Достоевский работал над романами «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».

Дом-музей Достоевского. Вид сбоку, со двора. Фото автора
Дом-музей Достоевского. Вид сбоку, со двора. Фото автора

Мне повезло. Через 15 минут стартует сборная экскурсия с гидом. Повезло и с экскурсоводом. Жанна интересно и, насколько это возможно, подробно рассказывает о годах, проведенных семьей великого писателя в этом доме, расширяя при удобном случае рамки этого семилетнего диапазона. А я тем временем вспоминаю незаслуженно забытый фильм Александра Зархи «26 дней из жизни Достоевского» с Анатолием Солоницыным и Евгенией Симоновой.

Фотография Федора Михайловича. Фото автора
Фотография Федора Михайловича. Фото автора

Достоевские занимали второй этаж дома (шесть комнат) до того, как выкупили его в собственность в мае 1876 года. Из подлинных вещей, принадлежавших семейству, имеются цилиндр и перчатка Достоевского, скатерть и столовые приборы. Вместе с тем необходимо отметить, что весь интерьер составлен из предметов того времени, которые, на мой взгляд, органично вписываются в пространство и создают подлинную атмосферу тех лет. Есть здесь и редкие издания книг, написанных Федором Михайловичем..

Почти два часа пролетают незаметно.

Издание романа «Бесы» 1895 года. Фото автора
Издание романа «Бесы» 1895 года. Фото автора

Совсем недалеко от Дома-музея Достоевского, на Георгиевской улице, находится средневековая церковь Святого Великомученика Мины, официальным (но не бесспорным) годом строительства которой считается 1371 год.

У нее была своя сложная судьба. Не вдаваясь и исторические подробности, скажу лишь, что в марте 1938 года церковь была закрыта, ее протоиерея расстреляли, а сама она была передана в ведение горисполкома. Понятно, что церковь является недействующей.

Церковь Святого Великомученика Мины. Фото автора
Церковь Святого Великомученика Мины. Фото автора

В просторном Писательском сквере, на пересечении улиц Сварога и Красных Партизан, стоит памятник Достоевскому. На мой взгляд, место выбрано очень удачно. Да и сам автор памятника, установленного здесь в 2001 году, к 180-летию рождения Федора Михайловича, известный скульптор Вячеслав Клыков, не подкачал. Кстати, над его созданием он работал бесплатно. Кажется, что Достоевский погружен в свои глубокие мысли о душе и природе человека, и ничто не отвлекает писателя от этого, как это было и при его жизни.

В раздумьях о людском. Фото автора
В раздумьях о людском. Фото автора
Очень понравился этот памятник! Фото автора
Очень понравился этот памятник! Фото автора

Находясь рядом с памятником, невозможно не заметить менее чем в ста метрах бело-желтую колокольню и белую церковь позади нее, если смотреть со стороны улицы Красных Партизан. Это – церковь Николая Чудотворца 1371 года постройки с последующей перестройкой в 1710 году (колокольня была построена в конце XVIII – начале XIX века), которая является действующей и которая принадлежит Старорусской общине староверов.

Церковь Николая Чудотворца. Фото автора
Церковь Николая Чудотворца. Фото автора

Взвесив все за и против, я решаюсь прогуляться по территории курорта «Старая Русса», известного своими минеральными водами и грязелечебницей. Он занимает достаточно большую территорию, активно облагороженную деревьями. Здесь находятся несколько прудов, которые облюбовали утки. Изюминка курорта – самоизливающийся Муравьевский фонтан. В настоящее время на территории и в строениях ведутся ремонтные работы, так что надолго в этом месте я не задерживаюсь.

У входа на территорию курорта. Фото автора
У входа на территорию курорта. Фото автора
На раздолье! Фото автора
На раздолье! Фото автора
Здание грязелечебницы на ремонте. Фото автора
Здание грязелечебницы на ремонте. Фото автора
Под сенью лип. Фото автора
Под сенью лип. Фото автора
Понравилась и сама скамейка, и ее название. Как, впрочем, и практическое решение. Фото автора
Понравилась и сама скамейка, и ее название. Как, впрочем, и практическое решение. Фото автора

Буквально в двух шагах от курорта находится интерактивный музей «Усадьба средневекового рушанина» (именно так правильно называть местного жителя), но его посещение не входит в мои планы.

Рядом с музеем рушанина. Фото автора
Рядом с музеем рушанина. Фото автора

Я иду по Минеральной улице и вскоре моему взору предстают муралы, которые еще раз напоминают о том, кто жил и работал в Старой Руссе. Алеша Карамазов и сам Федор Михайлович. На мой взгляд, грамотно выполненные работы, радующие глаз и предлагающие лишний раз задуматься о том, о чем думал Достоевский.

Алексей Карамазов. Фото автора
Алексей Карамазов. Фото автора
Федор Достоевский. Фото автора
Федор Достоевский. Фото автора

А совсем рядом, хотя это уже другая улица, Крестецкая, я вижу еще одно яркое произведение стрит-арта под названием «Встреча на рассвете». Классно сделано! Я лично не против таких встреч.

Встреча со встречей. Фото автора
Встреча со встречей. Фото автора

Я выдвигаюсь в сторону Спасо-Преображенского монастыря – еще одного знакового сооружения города, которое было основано в 1192 году. Спасский собор был заложен в 1198 году, на месте сгоревшей деревянной церкви, и перестраивался в 1442 году и в XVII веке. Здесь сохранились фрагменты настенной живописи XV–XVII веков. В том же XVII веке были построены столпообразная церковь с колокольней, церковь Рождества Христова и отстоящая от нее на расстоянии 8 метров церковь Сретения с трапезной палатой. В 1889 году была заложена церковь Старорусской иконы Божией Матери, так как годом ранее в город была возвращена эта икона. В 60-е годы прошлого века церковь была перестроена и превращена в спортивную школу.

Общий вид на Спасо-Преображенский монастырь. Фото автора
Общий вид на Спасо-Преображенский монастырь. Фото автора

В современном виде ансамбль был восстановлен в период с 1961 по 1970 год.

И русская береза! Фото автора
И русская береза! Фото автора

В настоящее время здесь располагаются краеведческий музей и собрание картин и рисунков местного художника Василия Семеновича Сварога (Корочкина).

Памятная доска Спасо-Преображенского монастыря. Фото автора
Памятная доска Спасо-Преображенского монастыря. Фото автора

Я внимательно изучаю геометрию конструкций, делаю несколько фотоснимков и тороплюсь на улицу Тимура Фрунзе, где находится церковь Святой Троицы.

Церковь Святой Троицы. Фото автора
Церковь Святой Троицы. Фото автора

Она была построена в 1680 году. Церковь серьезно пострадала во время пожара летом 1759 года. К счастью, уцелел ее иконостас и некоторые иконы. Она была восстановлена спустя три года.

Напасть не обошла стороной церковь Святой Троицы 13 июня 1836 года, когда в результате разбушевавшейся стихии сорвало купол, а на стенах появились трещины. Во избежание ее дальнейшего разрушения было принято решение снять четыре боковых купола, чтобы снизить нагрузку, но это не помогло. Процесс разрушения замедлился, но не остановился, и в 1854 году по распоряжению Николая I было принято решение о реконструкции церкви с использованием всех средств и возможностей для сохранения ее архитектуры. Работами, которые заняли несколько лет, руководил сам Константин Тон, и в 1860 году обновленная церковь была освящена.

В первые годы советской власти церковь функционировала по своему прямому назначению. С началом коллективизации часть церкви использовалась как амбар. В 1937 году ее настоятеля расстреляли, а годом позже по знакомому сценарию передали в ведение горисполкома.

Церковь очень сильно пострадала во время боев за город в годы войны и лишилась как некоторых конструкций, так и внутренней утвари.

Ее отреставрировали к 1980 году и передали в распоряжение краеведческого музея.

В 1996 году церковь Святой Троицы перешла в ведение Русской православной церкви, после чего по специально составленным чертежам были воссозданы притвор и апсиды XIX века.

Несмотря на свои относительно большие размеры (17 м x 17 м) и форму в виде куба, пятиглавая церковь Святой Троицы кажется мне легкой и праздничной, с красивыми арочными решениями и геометрией в целом. Дополнительным плюсом выделю удачное сочетание белого и красного цветов.

Пустынная набережная Достоевского. Фото автора
Пустынная набережная Достоевского. Фото автора

Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# Старая Русса # города России # Федор Достоевский # Великая Отечественная война # рассказы #