Позади меня остается Воскресенский мост. Узкая дорога, по которой проезжают редкие машины. Ивы, склонившиеся над Перерытицей, дающие хоть какую-то тень в этот жаркий день.
Набережная Грекова, 25. Я стою перед домом Грушеньки. Здесь жила Агриппина Меньшова, послужившая прототипом Грушеньки Светловой из романа «Братья Карамазовы».
Двухэтажное строение находится на стадии капитального ремонта, а территория вокруг него огорожена железным забором. Пользуясь тем, что сегодня воскресенье и строителей нет, я аккуратно проникаю на участок. Позади дома растут яблони, а самому ему, похоже, предстоит пережить немало дней, чтобы радовать глаз. Работы предстоит еще очень много. Хорошо то, что его все-таки ремонтируют, в отличие от строения неподалеку, которое смотрит на меня заброшенными оконными проемами.
Я перехожу на другой берег Перерытицы и иду по узкой набережной Достоевского. Глядя на жилые строения, опять складывается ощущение, что попал в свое детство, о котором мне напоминают деревянные дома с аккуратными резными наличниками. В похожем доме я провел свои дошкольные и школьные годы.
Я направляюсь в самый конец набережной, к Дому-музею Достоевского. Слева от меня – дома, справа – река. Приятно не только идти в тени деревьев, но и любоваться реальным воплощением идей местных умельцев, превративших громадные пни в милые цветники и поселив кота ученого в дупло старого дерева.
Прохожу мимо дома с муралами Катерины Ивановны Верховцевой и Грушеньки. Об этих работах много говорят и пишут, высказывая диаметрально противоположные мнения. Понятно, что все мы видим и представляем и героинь, и героев Достоевского по-разному, и это абсолютно нормально. У меня лично то, что я вижу, не вызывает никакого отторжения. Мне нравятся эти муралы.
Музей романа «Братья Карамазовы» появился в городе относительно недавно, в 2018 году.
Поборов желание заглянуть в него (я уже отстаю от своего графика), через 10 минут подхожу к большому двухэтажному дому зеленого цвета, в котором Достоевский работал над романами «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».
Мне повезло. Через 15 минут стартует сборная экскурсия с гидом. Повезло и с экскурсоводом. Жанна интересно и, насколько это возможно, подробно рассказывает о годах, проведенных семьей великого писателя в этом доме, расширяя при удобном случае рамки этого семилетнего диапазона. А я тем временем вспоминаю незаслуженно забытый фильм Александра Зархи «26 дней из жизни Достоевского» с Анатолием Солоницыным и Евгенией Симоновой.
Достоевские занимали второй этаж дома (шесть комнат) до того, как выкупили его в собственность в мае 1876 года. Из подлинных вещей, принадлежавших семейству, имеются цилиндр и перчатка Достоевского, скатерть и столовые приборы. Вместе с тем необходимо отметить, что весь интерьер составлен из предметов того времени, которые, на мой взгляд, органично вписываются в пространство и создают подлинную атмосферу тех лет. Есть здесь и редкие издания книг, написанных Федором Михайловичем..
Почти два часа пролетают незаметно.
Совсем недалеко от Дома-музея Достоевского, на Георгиевской улице, находится средневековая церковь Святого Великомученика Мины, официальным (но не бесспорным) годом строительства которой считается 1371 год.
У нее была своя сложная судьба. Не вдаваясь и исторические подробности, скажу лишь, что в марте 1938 года церковь была закрыта, ее протоиерея расстреляли, а сама она была передана в ведение горисполкома. Понятно, что церковь является недействующей.
В просторном Писательском сквере, на пересечении улиц Сварога и Красных Партизан, стоит памятник Достоевскому. На мой взгляд, место выбрано очень удачно. Да и сам автор памятника, установленного здесь в 2001 году, к 180-летию рождения Федора Михайловича, известный скульптор Вячеслав Клыков, не подкачал. Кстати, над его созданием он работал бесплатно. Кажется, что Достоевский погружен в свои глубокие мысли о душе и природе человека, и ничто не отвлекает писателя от этого, как это было и при его жизни.
Находясь рядом с памятником, невозможно не заметить менее чем в ста метрах бело-желтую колокольню и белую церковь позади нее, если смотреть со стороны улицы Красных Партизан. Это – церковь Николая Чудотворца 1371 года постройки с последующей перестройкой в 1710 году (колокольня была построена в конце XVIII – начале XIX века), которая является действующей и которая принадлежит Старорусской общине староверов.
Взвесив все за и против, я решаюсь прогуляться по территории курорта «Старая Русса», известного своими минеральными водами и грязелечебницей. Он занимает достаточно большую территорию, активно облагороженную деревьями. Здесь находятся несколько прудов, которые облюбовали утки. Изюминка курорта – самоизливающийся Муравьевский фонтан. В настоящее время на территории и в строениях ведутся ремонтные работы, так что надолго в этом месте я не задерживаюсь.
Буквально в двух шагах от курорта находится интерактивный музей «Усадьба средневекового рушанина» (именно так правильно называть местного жителя), но его посещение не входит в мои планы.
Я иду по Минеральной улице и вскоре моему взору предстают муралы, которые еще раз напоминают о том, кто жил и работал в Старой Руссе. Алеша Карамазов и сам Федор Михайлович. На мой взгляд, грамотно выполненные работы, радующие глаз и предлагающие лишний раз задуматься о том, о чем думал Достоевский.
А совсем рядом, хотя это уже другая улица, Крестецкая, я вижу еще одно яркое произведение стрит-арта под названием «Встреча на рассвете». Классно сделано! Я лично не против таких встреч.
Я выдвигаюсь в сторону Спасо-Преображенского монастыря – еще одного знакового сооружения города, которое было основано в 1192 году. Спасский собор был заложен в 1198 году, на месте сгоревшей деревянной церкви, и перестраивался в 1442 году и в XVII веке. Здесь сохранились фрагменты настенной живописи XV–XVII веков. В том же XVII веке были построены столпообразная церковь с колокольней, церковь Рождества Христова и отстоящая от нее на расстоянии 8 метров церковь Сретения с трапезной палатой. В 1889 году была заложена церковь Старорусской иконы Божией Матери, так как годом ранее в город была возвращена эта икона. В 60-е годы прошлого века церковь была перестроена и превращена в спортивную школу.
В современном виде ансамбль был восстановлен в период с 1961 по 1970 год.
В настоящее время здесь располагаются краеведческий музей и собрание картин и рисунков местного художника Василия Семеновича Сварога (Корочкина).
Я внимательно изучаю геометрию конструкций, делаю несколько фотоснимков и тороплюсь на улицу Тимура Фрунзе, где находится церковь Святой Троицы.
Она была построена в 1680 году. Церковь серьезно пострадала во время пожара летом 1759 года. К счастью, уцелел ее иконостас и некоторые иконы. Она была восстановлена спустя три года.
Напасть не обошла стороной церковь Святой Троицы 13 июня 1836 года, когда в результате разбушевавшейся стихии сорвало купол, а на стенах появились трещины. Во избежание ее дальнейшего разрушения было принято решение снять четыре боковых купола, чтобы снизить нагрузку, но это не помогло. Процесс разрушения замедлился, но не остановился, и в 1854 году по распоряжению Николая I было принято решение о реконструкции церкви с использованием всех средств и возможностей для сохранения ее архитектуры. Работами, которые заняли несколько лет, руководил сам Константин Тон, и в 1860 году обновленная церковь была освящена.
В первые годы советской власти церковь функционировала по своему прямому назначению. С началом коллективизации часть церкви использовалась как амбар. В 1937 году ее настоятеля расстреляли, а годом позже по знакомому сценарию передали в ведение горисполкома.
Церковь очень сильно пострадала во время боев за город в годы войны и лишилась как некоторых конструкций, так и внутренней утвари.
Ее отреставрировали к 1980 году и передали в распоряжение краеведческого музея.
В 1996 году церковь Святой Троицы перешла в ведение Русской православной церкви, после чего по специально составленным чертежам были воссозданы притвор и апсиды XIX века.
Несмотря на свои относительно большие размеры (17 м x 17 м) и форму в виде куба, пятиглавая церковь Святой Троицы кажется мне легкой и праздничной, с красивыми арочными решениями и геометрией в целом. Дополнительным плюсом выделю удачное сочетание белого и красного цветов.
Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# Старая Русса # города России # Федор Достоевский # Великая Отечественная война # рассказы #