Мы продолжаем нашу рубрику про историю трофейных локомотивов, оказавшихся входе Второй мировой войны на нашей территории и про их масштабные модели. В этот раз мы поговорим о достаточно редком немецком паровозе BR13 с довольно интересной историей и который на отечественных железных дорогах встречался ещё реже с обозначением Пд5.
ВR13 – паровоз прусских железных дорог, предназначавшейся для работы со скорыми пассажирскими поездами.
Строились в 1905-1913 гг. и первоначально на прусских железных дорогах обозначались серией S6. Всего было построено 584 шт. немецкими заводами Henschel - 173 шт., Humboldt- 81 шт., Linke-Hofmann - 330 шт. Поскольку в то время Пруссия была частью Германии, то при переходе на единую систему обозначений на немецких железных дорогах в 1920 году данные паровозы получили серию BR13-10. Паровозы такого типа первыми из пассажирских паровозов того времени имели диаметр ведущих колес 2.1 м, что для своего времени являлось технически более совершенно, чем у предыдущих паровозов. Однако у этих паровозов в процессе эксплуатации выявлялись недостатки ходовой части из-за чего локомотивными бригадами отмечался неравномерный и жесткий ход. Это, в свою очередь, влияло на производительность котла, которая под нагрузкой была не достаточной. Из-за таких недостатков локомотивы не долго продержались в скоростном пассажирском движении, после чего их частью списали (наиболее старые паровозы), а наиболее новые перевели на работу с пригородными поездами. К 1933 году все паровозы данного типа были исключены из инвентарного парка немецких железных дорог.
Дальше начинается самое интересное
В 1918 году после Первой мировой войны, падения Германской империи и образовании Польши последняя получила 81 паровоз серии BR13. Помимо этого в Бельгию попало 42 паровоза BR13, по одному в Италию и Литву.
В Польше эти паровозы были переименованы в Pd5, поскольку на польских железных дорогах наименование серии локомотива состояло из первой заглавной буквы, второй строчной буквы и цифры. Первая заглавная буква обозначала назначение паровоза (например, заглавная буква Т обозначала товарные паровозы, заглавная буква О - пассажирские, заглавная буква Р - курьерские и т.д.). Вторая маленькая строчная буква, обозначала количество осей паровоза. После букв ставилась цифра, обозначавшая индивидуальные особенности паровоза данной серии (например, паровозы, построенные в Германии, имели цифры от 1 до 10, произведёные в Австрии — от 11 до 19,произведёные в Польше – 20 и выше в соответствии с годом начала выпуска (20, 21, 22, 23 и т. д.), прочих паровозов — 101 и выше). Таким образом серия Pd5 расшифровывалась как курьерский с осевой формулой 2-2-0 (т.е. имелись две передние и две средние колёсные оси), немецкого производства.
На польских железных дорогах паровозы Pd5 в некотором количестве дожили до начала Второй мировой войны. После раздела Польши между в 1939 году Третьем Рейхом и СССР в Третьем Рейхе оказалось 56 шт. паровозов Pd5 под номерами 501-556, которым было возвращено первоначальное обозначение немецкой серии BR13. Таким образом, паровозы BR13 во второй раз были введены в эксплуатацию на немецкие железные дороги. Некоторое количество паровозов Pd5 оказалось на советской территории, которым присвоили обозначение Пд5 кириллицей. Точных данных о количестве паровозов Пд5 и их номеров на советской территории в инвентарном парке МПС найти не удалось. Однако известно, что по состоянию на 1939 год на Белорусской железной дороге в депо Волковыск числился один паровоз серии Пд5, в депо Лида числилось три таких паровоза. На Белостоскоской железной дороге на территории оккупированной Польши в приграничной зоне, где на станции Белосток-главный был переход с колеи 1435 на колею 1520 мм в депо Белосток, числилось 6 паровозов Пд5, а в депо Вильнюс числился один Пд5, вероятно тот самый, который попал после Первой мировой войны в независимую Литву. Эти паровозы вместе железнодорожной сетью с шириной колеи 1435 мм на присоединённых территориях, вошедших в состав западной Украины, западной Белоруссии и Прибалтики подвергались переделке на ширину колеи 1520 мм.
После Второй мировой войны в независимой Польше в рабочем состоянии осталось 37 паровозов Pd5, которые работали до 1958 года. Один паровоз, построенный в Бреслау в 1912 году, сохранился сегодня в Скерневицах в Польше, который много лет выставлялся в Техническом центре Колеёве в Варшаве. Состояние его не очень хорошее, паровоз требует реставрации.
На советской территории после Второй мировой войны данных о паровозах Пд5 в рабочем состоянии нет. Вероятнее всего паровозы данного типа в ходе боевых действий могли быть уничтожены в первые же дни войны, либо могли быть захвачены Вермахтом как военные трофеи.
Модель паровоза BR13
Модель паровоза BR13 изготавливают копании Fleischmann и BRAWA.
Лично мне визуально больше понравилась модель BR13 от Fleischmann, из-за того, что модель от этой фирмы имеет большую детализацию по сравнению моделью BR13 от BRAWA.
По отзывам моделистов для конверсии BR13 в Пд5 больше подойдёт модель от BRAWA, поскольку у фирмы Fleischmann есть свои недостатки. Так, например, у моделей от Fleischmann много несъёмных деталей на клею, в том числе металлических. Из-за этого моторы в моделях от Fleischmann часто крепятся на железной раме без изоляции, что вызывает излишний шум от мотора, а также сложности при ремонте модели или её оцифровке. Ещё один недостаток – расположение мотора в тендере, что я лично также считаю недостатком. Единственный плюс моделей от Fleischmann — это металлические колёса, которые на мой субъективный взгляд выглядят более реалистично.
А есть ли модель паровоза Пд5?
Отвечаю, что нет. Никто из моделистов не изготовил модель паровоза Пд5. Ни в сети, ни в реальности информации о модели паровоза Пд5 нет. Если ты, дорогой читатель об этом что-то знаешь, обязательно напиши в комментариях.
#железнодорожный моделизм
#железнодорожные модели
#модели железных дорог
#моделизм
#стендовый моделизм
#масштабные модели
#масштабный моделизм
#хобби и увлечения
#макеты и диорамы
#железная дорога