А что по поводу американского империализма? Есть ли примеры осмысления этого явления со стороны западного кинематографа, учитывая, что большие голливудские студии тесно связаны с крупным капиталом? Как ни странно, примеры есть. И один из них – фильм Алекса Кокса «Уокер» (1987).
Был такой удивительный человек в истории западного полушария, которого звали Уильям Уокер. Он жил в XIX веке, и, с одной стороны, представлял собой очень образованного джентльмена, изучавшего медицину, юриспруденцию и занимавшегося журналистикой. Но с другой стороны, этот персонаж специализировался… на военных операциях!
Вместе с отрядом наемников он однажды занял территорию Нижней Калифорнии и Соноры (что в Мексике) и, не мудрствуя лукаво, объявил их независимым государством. В результате мексиканцы его оттуда выбили, поэтому Уокер вынужден был вернуться в Соединенные Штаты – но уже с репутацией отчаянного международного авантюриста. Тут-то на него и обратил внимание миллионер Корнелиус Вандербильт.
У этого воротилы обнаружились серьезные предпринимательские интересы в Никарагуа, поэтому он нанял Уокера, чтобы тот высадился в далекой стране и с отрядом головорезов принял участие в местной гражданской войне на одной из сторон. Таким образом, Вандербильт планировал установить контроль над значительной частью собственности на территории государства. Уокер с большим энтузиазмом взялся за дело, и в какой-то момент даже стал президентом Никарагуа! Однако игрокам вроде него не всегда и не во всем везет – и судьба должна была сказать свое веское слово.
Алекс Кокс избирает весьма эксцентричную эстетику при рассказе столь парадоксальной истории, отдаленно основанной на реальных событиях. Он подмешивает в антураж середины позапрошлого столетия очевидные анахронизмы, которые выглядят там совершенно фантастическим образом (вертолеты, винтовки М-16, бутылки газировки и т.д.). Что сразу же наталкивает на мысль о том, что режиссер говорит не только и не столько о политике США в XIX веке, сколько о современной для него эпохе.
Картину «Уокер» не слишком поняли в момент выхода, и ее провал покончил со студийной карьерой Алекса Кокса (до того выстрелившего с «Сидом и Нэнси»). Видимо, сказалась и экстремальная форма, и очень уж критическая позиция по отношению ко всяческим вторжениям во имя мира во всем мире. Но именно этим фильм сегодня и интересен.
Поддержите наши публикации своим лайком и подписывайтесь на канал. У нас еще много интересных материалов.