Найти тему

"Транспортные заметки "OZMT". Выпуск 2. Общественный транспорт города Казани, спустя год. Часть 2.

Добро пожаловать на канал «Транспортные заметки «OZMT».

Сегодня у нас вторая часть выпуска про общественный транспорт города Казани. Ранее мы рассказали, что изменилось спустя год (в период с 24.05.2021 по 23.08.2022 год) и есть ещё несколько важных изменений, которые произошли в городе.

Поехали!

3. Перенос троллейбусных линии и другие небольшие изменения городских маршрутах в Казани.

В конце прошлого года произошли небольшие изменения в маршрутах городского транспорта, в частности касается и электрического.

А) Первым изменением было, это перенос место разворота для троллейбусного маршрута №8 и автобусного маршрута №47. Осенью 2021 года республиканские власти решили ликвидировать автомобильное кольцо около Деревни Универсиады для увеличения пропускной способности Оренбургского тракта. Для этого, был построен новый участок троллейбусной сети: улица Мавлютова – Проспект Победы (остановка «Деревня Универсиады») – Оренбургский тракт (внутренний проезд) – Деревня Универсиады (конечная остановка). То есть, ликвидировали участок троллейбусной линии по улице Академика Парина от улицы Мавлютова до Оренбургского тракта, а противоположную линию оставили. Как сообщает Мэрия Казани совместно с МУП «Метроэлектротранс», что данное нововведение было введено 17.11.2021 г. и тем самым, что у троллейбусного, что у автобусного маршрута – увеличилось протяжённость маршрута на 3 км.

Схема движение троллейбусного маршрута №8 и автобусного маршрута №47 до изменений (до 17.11.2021 год).
Схема движение троллейбусного маршрута №8 и автобусного маршрута №47 до изменений (до 17.11.2021 год).
Схема движение троллейбусного маршрута №8 и автобусного маршрута №47 после изменений (с 17.11.2021 год).
Схема движение троллейбусного маршрута №8 и автобусного маршрута №47 после изменений (с 17.11.2021 год).
Троллейбус маршрута №8 следует по новой трассе следования до конечной остановки "Деревня Универсиады".
Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Троллейбус маршрута №8 следует по новой трассе следования до конечной остановки "Деревня Универсиады". Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Троллейбус маршрута №8 следует по новой трассе следования до конечной остановки "Деревня Универсиады". 
Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Троллейбус маршрута №8 следует по новой трассе следования до конечной остановки "Деревня Универсиады". Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Автобус маршрута №47 следует по новой трассе следования до конечной остановки "Деревня Универсиады". 
Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Автобус маршрута №47 следует по новой трассе следования до конечной остановки "Деревня Универсиады". Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Автобус маршрута №47 следует по новой трассе следования до конечной остановки "Деревня Универсиады". 
Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Автобус маршрута №47 следует по новой трассе следования до конечной остановки "Деревня Универсиады". Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.

Б) Вторым изменением, датированное от 2.12.2021 г. было связанное с закрытием улицы Меховщиков на реконструкцию, тем самым, временно изменилась схема движения автобусного маршрута №31, разделив на три части (31, 31А и 31В). И по сей день данное изменение в силе.

Автобусный маршрут №31 курсирует от Магазина «IKEA» до остановки «Мехобъединение» с разворотом на пересечении улиц Кызыл Татарстан и Мазита Гафури и в обратном направлении до остановки «Магазин «IKEA».

Схема автобусного маршрута №31 до конца октября 2022 года.
Схема автобусного маршрута №31 до конца октября 2022 года.
Автобус на маршруте №31.
Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Автобус на маршруте №31. Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.

Автобусный маршрут №31А следует по маршруту от остановки «Жилой массив “Старое Победилово”» до остановки «Мехобъединение» с разворотом на пересечении улиц Кызыл Татарстан и Мазита Гафури, следуя по улицам Магистральной — Тихорецкой — Технической — площадь Вахитова — Габдуллы Тукая — Татарстан — Девятаева — Мазита Гафури до «Мехобъединения», после чего автобус следует обратно по этому же маршруту.

Схема автобусного маршрута №31А до конца октября 2022 года.
Схема автобусного маршрута №31А до конца октября 2022 года.
Автобус на маршруте №31А. 
Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Автобус на маршруте №31А. Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.

Автобусный маршрут №31В курсирует по маршруту от остановочного пункта «Нефтебаза» и до остановки «Макаронная фабрика».

Схема автобусного маршрута №31В до конца октября 2022 года.
Схема автобусного маршрута №31В до конца октября 2022 года.
Автобус на маршруте №31В. 
Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Автобус на маршруте №31В. Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.

Также, что самое интересное, были введены бесплатные пересадки в течении одного часа.

В) Третьим изменением, которое было 2.12.2021 г. и 8.12.2021 г. связанное с коммунальной аварией на коллекторе, который привёл к серьёзному провалу дорожного полотна на улице Ф.Амирхана, возле дома №60 по улице Чистопольская. Это привело к отмене таких остановок общественного транспорта: «Сибгата Хакима», «Четаева», «Чистопольская», «Алексея Козина». То есть, изменения коснулись автобусных маршрутов №№28а, 43, 54 и троллейбусного маршрута №1. Троллейбусный маршрут №1 с 2.12 по 8.12.21 следовал по сокращённому маршруту, «Горьковское шоссе — улица Ф.Амирхана». В этот период, руководство МУП «Метроэлектротранс» разработал и применил в действие объездную трассу по параллельной улице Ф. Амирхана». Для восстановления движения по прежней схеме специалистам пришлось перенести контактную сеть, которая действует, и по сей день. Прежняя схема движения общественного транспорта будет восстановлена после завершения работ на аварийном участке дороги.

Провал грунта из-за которого изменили движение общественного транспорта на данном участке.
Провал грунта из-за которого изменили движение общественного транспорта на данном участке.
Троллейбус маршрута №1 следует по объездной трассы в связи с провалом грунта дороги. 
Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Троллейбус маршрута №1 следует по объездной трассы в связи с провалом грунта дороги. Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Троллейбус маршрута №1 следует по объездной трассы в связи с провалом грунта дороги.  
Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Троллейбус маршрута №1 следует по объездной трассы в связи с провалом грунта дороги. Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Троллейбус маршрута №1 следует по объездной трассы в связи с провалом грунта дороги.  
Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Троллейбус маршрута №1 следует по объездной трассы в связи с провалом грунта дороги. Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.

Г) Четвёртым изменением датированное 1.08.2021 г., было изменение схемы движения троллейбусного маршрута №2 в целях анализа пассажиропотока. Данный маршрут следовал от улицы Халитова до улицы Толстого, следуя по новой схеме движения: «Улица Халитова» – «Улица Адоратского» – «Магазин «Океан» – «Проспект Ибрагимова» – «Кремлевская дамба» – «Площадь Тысячелетия» – «Улица Лево-Булачная» – «Станция метро «Площадь Тукая» – «Университет» – «Театр имени Тинчурина» – «Улица Гоголя» с поворотом на улицу Карла Маркса. По сообщениям от МУП «Метроэлектротранс», что за два месяца тестового режима предприятие получило как положительные отзывы об удобстве измененного маршрута, так и отрицательные отзывы от жителей с просьбой вернуть прежнюю схему движения. По результатам двух месяцев работы на новом маршруте пассажиропоток не увеличился, а экономическая составляющая не показала положительную динамику, в связи с этим было принято решение о возвращении прежнего маршрута.

Троллейбус маршрута №2 следует по новой трассе.
Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Троллейбус маршрута №2 следует по новой трассе. Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Троллейбус маршрута №2 следует по новой трассе. 
Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Троллейбус маршрута №2 следует по новой трассе. Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.

Данная версия маршрута просуществовала два месяца и с 2.10.2021 г. маршрут снова следовал по прежнему кольцевому маршруту: ул. Академика Арбузова — парк им. Горького — ст. метро «Площадь Тукая» — Комбинат «Здоровье» — Центральный стадион — ул. Декабристов — ДК Химиков — Ветеринарная академия.

Одновременно с изменением схемы движения троллейбусного маршрута №2, с 1.08.2021 г была введена бескондукторная система. Систему вводили для сокращения количества кондукторов и стимулирования пассажиров оплачивать проезд с помощью карты, в качестве мониторинга для применения на остальных маршрутах. За наличный расчет пассажир оплачивает проезд у водителя при входе, а оплата банковской или транспортной картами проходит в салоне самостоятельно. Система и по сей день работает. Заявление МУП «Метроэлектротранс» об эксперименте с бескондукторной системой:

«После двух месяцев эксперимента можно сказать, что бескондукторная система экономически невыгодна для предприятия, несмотря на то, что пассажиры отмечают ее удобство. Впереди еще один месяц тестирования, далее будет приниматься решение о целесообразности окончательного введения „бескондукторки“».

Салон троллейбуса эксплуатирующийся на троллейбусном маршруте №2. На поручнях установлены валидаторы для оплаты проезда с помощью банковских или транспортных карт действующих в Казани.
Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.
Салон троллейбуса эксплуатирующийся на троллейбусном маршруте №2. На поручнях установлены валидаторы для оплаты проезда с помощью банковских или транспортных карт действующих в Казани. Автор фотографии - Дмитрий Сагдеев.

Но в целом, хочу добавить от себя, что если был бы постоянный контроль со стороны «Контрольно-ревизорской службы» МУП «Метроэлектротранс», то зайцев на данном маршруте – не было бы. В последнее время заметил, что от 10 до 30 % пассажиров, кто пользуется данным маршрутом – оплачивают проезд, но и есть проблемы, многие пассажиры не знают, как правильно оплатить банковской картой. Хотя, я в ноябре 2021 года думал создать агит-плакат и даже создал примерный шаблон, но мнение большинства сказало: «Оно не надо».

А что насчёт схемы движения троллейбусного маршрута №2, то считаю, что нужно в целом менять систему (городского общественного транспорта) и данный маршрут переводить в статус «районный» с разделение на 2-3 маршрута, но насчёт развития маршрутной сети в Казани – я скажу в отдельном выпуске.

4. Ввод и отмена QR-кодов для предотвращения распространения коронавируса в общественном транспорте в Республике Татарстан.

Самое нашумевшее нововведение в общественном транспорте, которое ввели 22.11.2021 г. по всей Республике Татарстан — это введение QR-кодов для предотвращения распространения коронавируса в общественном транспорте. В конце февраля 2022 года данное нововведение было отменено.

QR-код сертификата вакцинации или переболевшего для проезда в общественном транспорте города Казани. 2021 год.
QR-код сертификата вакцинации или переболевшего для проезда в общественном транспорте города Казани. 2021 год.
Проверка QR-кода сертификата вакцинации или переболевшего для проезда в общественном транспорте города Казани. 2021 год.
Проверка QR-кода сертификата вакцинации или переболевшего для проезда в общественном транспорте города Казани. 2021 год.

Данное нововведение, жители и перевозчики в Республики отреагировали негативно, одни приравняли данное нововведение, как цифровой лагерь, а другие (перевозчики) заботились о потери пассажиропотока.

13.12.2021 г. председатель ассоциации АТП РТ Сергей Темляков заявил в «БИЗНЕС Online», что пассажиропоток сократился более чем на 30%, пропорционально упала выручка. «Перевозчики Казани выполнили ваше поручение, организовали работу общественного транспорта по QR-кодам. Весь негатив от введения QR-кодов лег на работников общественного транспорта. Были нападения на кондукторов, из-за пассажиров, кто не показывал QR-код и не выходил из автобусов, приходилось снимать общественный транспорт с маршрутов и вызывать полицию. Очень больших усилий стоило убедить сотрудников работать в новых реалиях. На данный момент автотранспортным предприятиям удалось сохранить коллективы».

Хочу подтвердить, так как я сам пользуюсь общественным транспортом и в период действия QR-кода (и в тот момент пользовался общественным транспортом), пассажиропоток существенно упал по сравнению с осенним периодом.

Но надеемся, что данный эксперимент вновь не будет применён, так как снова на горизонте маячит новая эпидемия коронавируса.

5. Ввод нового автобусного маршрута в городе Казани.

В прошлом году (15.08.2021 г.) запустили новый автобусный маршрут под №94. Ранее под таким номером запускали автобусный маршрут, и следовал от МКДЦ до Проспекта Победы, следуя по схеме движения: ул.Х.Мавлютова - ул.Р.Зорге (ст.м."Горки") - пр.Победы (ст.м."пр.Победы") - ул.Ак.Завойского - 10-й микрорайон.

Схема автобусного маршрута №94.
Схема автобусного маршрута №94.
Автобус маршрута №94.
Автор фотографии - Александр Айкашев.
Автобус маршрута №94. Автор фотографии - Александр Айкашев.

А с 15 августа в Казани перезапустили автобусный маршрут №94 по новой трассе: «Станция метро „Дубравная“» — жилой массив «Привольный», который обслуживает МУП «ПАТП-2. Схема движения маршрута, следующие остановки: «Ул. Юлиуса Фучика», «Ул. Генерала Сафиуллина», «Ул. Комиссара Габишева», «Жилой массив „Алтан“», «9-й микрорайон», «Ул. Кул Гали», «Жилой массив Восточный», «Ул. Рассветная», «Ул. Рябиновая», «Ул. Овражная», «Жилой массив „Вишневка“», «Ул. Усердная», «Ул. Чэчэк». Протяженность нового маршрута составляет 6,46 километра. Перевозки выполняются на низкопольных автобусах большого класса экологического класса не ниже «Евро-3», год выпуска которых — до 2016 года, с 2016-го — не ниже «Евро-4». Транспортное предприятие, которое будет работать на маршруте, определят в рамках конкурсных процедур.

Соответствующее постановление исполкома опубликовано в электронном сборнике документов на сайте мэрии. Дополнение вносят в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа.

6. Объединение двух автобусных муниципальных парков в единый муниципальный парк.

В этом, 2022 году произошло ещё одно транспортное событие в Казани и это объединение двух отдельных муниципальных автобусных предприятий. Речь идёт об МУП «ПАТП-2» и МУП «ПАТП-4». Если не ошибаюсь, то с 5.04.2022 г. МУП «ПАТП-4» полноценно присоединился к МУП «ПАТП-2» и стал одной из двух площадок. Насколько известно, что уже даже применяются совместные выпуски с двух площадок на один конкретный маршрут.

7. Повышение стоимости проезда в общественном транспорте в Казани.

С 1.05.2022 г. увеличился стоимость проезда в наземном общественном транспорте. Речь идет о трамваях, автобусах и троллейбусах. Решением об это принял Госкомитет Татарстана по тарифам. Так, стоимость проезда в столицы Татарстана стала:

- за наличную оплату в наземном общественном транспорте г. Казани составит 36 руб.

- при оплате проезда по транспортной и/или банковской карте составит 31 руб.

Причина роста цен – инфляция, рост цен на горюче-смазочные материалы, запчасти.

На этом всё!

Я рассказал о всех важных изменениях в общественном транспорте в городе Казани в периоде с 24.05.2021 по 23.08.2022 год.

Спасибо за внимание, до новых встреч!