Бывает прям перед всенощной такая лень накатит... Такая усталость... Думаю - отдохну сегодня. Посижу, расслаблюсь. Ну или вообще - лягу спать. Устал, не хочу в храм идти. Не могу!
Всё, вроде решил уже. Сижу, пытаюсь отдохнуть, отвлечься как-то мыслями от работы, от суеты. А не получается. Нехорошо как-то на душе. Пусто. Даже тьма какая-то на сердце подступает. Да и совесть не спокойна - на что общение с Господом променял?
Ладно, схожу. Уйду пораньше, если что. Хоть прогуляюсь. Понуждая себя собираюсь, иду в храм.
Прихожу, включаюсь в богослужение - и постепенно, даже как-то незаметно для себя, забываю про свою лень, про своё "не хочу", про своё "устал". Такая благодать, Господи! Как дивно Ты сотворил всё! Дивны дела Твои! Милость Твоя велика к нам! Слава Тебе за всё! Прости меня, грешного...
Три часа пролетает как одна минута. На душе легко и светло. Вся земная суета рассеялась как дым. Вот он, настоящий отдых. Наполняющий душу, а не опустошающий. Пробуждающий дух, очищающий сердце покаянием. Омывающий слезами. Слава Богу за всё! Не зря пришёл!
Святые отцы об уклонении от церковных служб.
Начало помрачения ума прежде всего усматривается в лености к Божией службе и к молитве. Ибо, если душа не отпадет сперва от этого, нет иного пути к душевному обольщению; когда же лишается она Божественной помощи, удобно впадает в руки противников своих.
(Преподобный Исаак Сирин)
Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий.
(Преподобный Варсонофий Оптинский)
Кто понуждает себя ходить в храм Божий, того Господь сподобляет особенной милости Своей.
Если не можешь стоять всю службу, сиди, но не уходи из церкви.
(Преподобный Амвросий Оптинский)
Святые отцы строги в своих наставлениях, когда речь заходит о нежелании (по лени или иным причинам) присутствовать на церковной службе. И вовсе не потому, что требуют от нас, простых мирян, непомерных духовных подвигов. Просто сам вопрос на деле очень серьёзный. Настолько, что на Трулльском Вселенском Соборе в Константинополе (691-692 г.г.), который так же называют Пято-шестым, было утверждено правило следующего содержания:
Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения.
(Правило 80 Трулльского Вселенского Собора)
Да, раньше, после трёх подряд пропущенных воскресных Литургий, временно отлучали от церкви. Правило это до сих пор действующее, но церковь его давно не применяет в силу современных реалий. Христиане первых веков имели больше страха Божьего и строгость данного правила укрепляла их в вере. Временное отлучение от причащения было действительно трагедией. И воспринималось как урок, побуждающий к исправлению своей духовной жизни. А сейчас чуть более строгое слово священника может так обидеть некоторых прихожан, что вовсе перестают приходить в храм. Вера наша стала немощной. Тем не менее, правило это полезно знать и использовать для личного ориентира. По силам.
Да укрепит нас всех Господь в вере! :)
____________
Дорогие читатели! Если статья вам понравилась - подписывайтесь, пожалуйста, на канал!