В 2021 году президент Франции Эммануэль Макрон заявил о своем неприятии вопроса об извинениях за преступления, совершенные оккупационным режимом Франции в Алжире. Елисейский дворец подчеркнул, что Париж не будет извиняться перед Алжиром за преступления оккупации, но намерен предпринять "символические шаги" для решения этого дела, которое часто отравляло двусторонние отношения между Алжиром и Францией.
В июле Макрон поручил Бенджамину Сторе, французскому историку, родившемуся в Алжире, одному из самых известных экспертов по современной истории Алжира, "подготовить точный и справедливый отчет о том, чего добилась Франция в отношении памяти о колониализме и Алжирской войне", которая закончилась в 1962 году и до сих пор остается очень болезненным эпизодом в памяти миллионов семей французов и алжирцев. Историк Бенджамин Сторы в своём докладе колониализм называет "алжирской войной", так же французский колониализм в Алжире называется и во французской политической литературе.
В свою очередь алжирская сторона, подготовила свой доклад об французском колониализме, выражающий другую точку зрения. Алжир ожидает, что Париж предоставит ему "все" архивы колониального периода (1830-1962), по словам Абдельмаджида шейхи, одного из участников войны за независимость, которому президент Алжира поручил подготовить доклад.
"Алжир требует все свои архивы, которые в значительной части находятся во Франции", - сказал Шейхи, отметив, что Франция "всегда находила оправдания" для того, чтобы не передавать его, "например, не рассекречивать часть архива, хотя он был собран десятилетия назад".
Франция ранее вернула часть архива Алжиру, но сохранила часть, связанную с колониальной историей, которая, по её словам, находится под суверенитетом французского государства.
Родившийся в 1950 году в Константине, Алжир, Стора преподает историю Магриба, войны за деколонизацию и миграцию Магриба в Европе в Парижском университете и в Институте восточных языков. Среди его самых известных композиций - "гангрена и забвение", "Память об Алжирской войне", "призывники на алжирской войне", "Алжир, скрытая война".
Хотя в феврале 2017 года, когда Макрон был всего лишь кандидатом на президентских выборах во Франции, во время своего визита в Алжир, он сделал заявления, которые в то время, считались революционными и беспрецедентными. Макрон сказал, "неприемлемо прославлять колониализм", который является” частью французской истории", и даже более того, он считал это "преступлением против человечности". Его слова произвели большую благосклонность на алжирцев, но позже выяснилось, что заявление кандидата на пост президента Франции совсем не похоже на те заявления, которые он стал делать став президентом Франции.
Стало понятно, что Макрон просто заигрывал с электоральным потоком алжирцев во Франции, стремясь получить поддержку своей избирательной кампании.
В то время как алжирцы приветствовали эти заявления Макрона, по возвращении во Францию Макрон подвергся широкой критике со стороны правых кругов, а также движения "Черных ног".
Макрон пытался играть на всех струнах, надеясь не потерять тех, кто мог его поддерживать и во Франции и в Алжире. В свете исторической вражды между двумя странами, Макрон решил объединить противоречия, отпраздновав годовщину Парижских событий 17 октября 1961 года, национальный день движения, соответствующий 25 сентября, и дату подписания Эвианских соглашений 19 марта 1962 года, как указано в заявлении Елисейского дворца.
Хотя Макрон отказался извиниться перед алжирцами, он принес извинения вдове алжирского борца за независимость Мориса Одена, убитого французами. Дело в том, что этот боец разделял одно и то же дело с алжирцами, но он отличается от них тем, что он был французского происхождения, и алжирцы сочли это извинение дискриминацией, хотя они приветствовали это решение и сочли его справедливым.
В связи с чем Франция столкнулась с экономическими трудностями в Алжире с долей рынка около 10 процентов, и в настоящее время её обогнал Китай (16 процентов), который стал первым поставщиком в крупнейшую страну Африки.
Французская Suez Group лишилась управления водопроводной сетью в Алжире, парижская компания Ratibi лишилась управления метро, а компания Paris Airports лишилась управления аэропортом Хуари Бумедьен в столице.
Завод автомобильной группы Renault скован квотами на импортные запчасти, введенными алжирскими властями. Абдель Рахман Мабтул отмечает, что "есть много возможностей в отношениях между Алжиром и Францией, но Франция должна изменить свое отношение к этому, поскольку именно она многое потеряла в Африке".
Далее Жан-Ив Ле Дриан, министр иностранных дел Франции, прибыл в Алжир в попытке восстановить отношения между двумя странами.
Целью его визита являлась оценка отношений между двумя странами в попытке возобновить их.
Корни кризиса между двумя странами восходят к тридцатому сентября прошлого года, когда президент Франции Эммануэль Макрон сделал скептические заявления об истории Алжира до французской оккупации, и раскритиковал алжирскую политическую систему заявив, что в Алжире действует "военная система", которая инвестирует в то, что называется память. Его заявления вызвали гнев Алжира, который вызвал своего посла в Париже и закрыл свое воздушное пространство для французских военных самолетов, участвующих в операции "Бархан" в районе африканского побережья.
И вот сейчас президент Франции Эммануэль Макрон прибыл снова в Алжир с трехдневным официальным визитом, в ходе которого он стремится положить конец отчуждению и «перестроить» отношения, всё ещё отягощенные грузами прошлого. Макрон будет избегать сосредотачиваться на проблеме памяти, сложном досье по обе стороны Средиземного моря, из-за чего он потерял большую часть той поддержки, которой он пользовался в алжирском общественном мнении до вступления в должность президента, особенно после его заявлений в октябре 2021 года, когда он раскритиковал алжирский режим и поставил под сомнение существование алжирской нации до колонизации.
Во время визита Макрона в Алжире начались протестные акции, алжирцы не забыли 132 года французской колонизации.
А в арабском сообществе быстро отреагировали на это визит и известный палестинский художник доктор Алаа опубликовал свои рисунки, намекая, что прежде всего Президента Франции волнует не историческая память, а падение экономики Франции. И он хотел бы её поправить за счет алжирской нефти и газа.
И последняя новость заключается в том, что в начале июля Алжир объявил, что хочет стать полноправным членом БРИКС.
Алжир, со своей стороны, вполне может стать второй африканской страной, которая сделает решительный шаг.
Абдельмаджид Теббун, во время своего выступления на саммите БРИКС напомнил «о необходимости установления нового экономического порядка, при котором будут царить паритет и справедливость между странами. Наш прошлый опыт показал нам, что дисбаланс, наблюдаемый на международной арене, и маргинализация стран с формирующейся рыночной экономикой на глобальных форумах являются источником нестабильности, отсутствия справедливости и отсутствия развития», - утверждает президент Алжира.
Другая мировая держава -член БРИКС, Россия, считает Алжир своим ведущим африканским партнером в области вооружений, энергетики, образования и культуры. Несмотря на то, что поставки алжирского газа в Европу породили слухи о напряженности в отношениях между Алжиром и Москвой, обе страны развенчали эти слухи с помощью новых соглашений об обороне и двусторонних визитов.
Информация взята из прессы.