В предыдущей статье я писал о парадоксе развития.
Дела, где не хватает ответственности - не развивают, поскольку мы халтурим и халявим.
Дела, где ответственности много, особенно ответственности за других - мало терпимы к ошибкам и легко закрываются для человека. А значит, развивают, но не многих.
Закончил я тем, что этот парадокс человечество решает со времён первой палки-копалки и нашло несколько хороших выходов.
Вот о них я и буду говорить.
1. Первый ответ нам прямо дала биология. Есть такой период в жизни человека, в котором у него отлично работают все механизмы памяти, он легко адаптируется и достаточно слаб и зависим, чтобы даже неодобрительный взгляд и некритичные физические воздействия были значимым фактором повышения ответственности.
Если, кто не понял, речь о детстве. И то, что может быть освоено в детстве, всегда останется стратегическим запасом человечества. Куда бы мы ни упали - оттуда мы сможем начать расти снова.
2. Второй инструмент развития, хоть и вытекает из первого, но совершенно другой по сути и исполнению.
Это наставничество. Есть человек, который хорошо умеет делать какое–то сложное дело - мастерить, воевать, торговать. И он способен этому обучить.
Постепенно. Прикрывая своим авторитетом и допуском. Давая возможность ошибаться. Вначале давая простую работу и строго контролируя действия. Потом работа сложнее, контроля меньше.
И постепенно мы получаем специалиста в каком-либо деле. Тут важно понимать, что быть специалистом не значит только обладать моторными навыками.
Это значит быть личностью, вместе с характером, привычками, спецификой мышления - способной выполнять данную работу необходимого качества.
По поводу детства. Вопреки представлениям, родители а качестве наставников не годятся.
Кстати, кто умеет складывать 2+2, уже понял, что школа – это сочетание первых двух инструментов.
3. Последний инструмент доступен не всем. Но эффективность развития всегда зависит от того, насколько он задействован.
Это любопытство и воля. Тебе интересно что-то узнать и чему-то научиться. И ты учишься.
Ищешь информацию, спрашиваешь совета, пробуешь, ошибаешься, пробуешь снова. Получаешь последствия ошибок, меняешь тактику и направления.
И именно это направление развития, этот инструмент, сейчас скорее закрывается, чем открывается.
Парадокс? Да. В эру свободного доступа к информации учиться самостоятельно стало сложнее.
Почему? Да потому, что основой является любопытство и воля, а не доступ к информации.
Мусорная информация забьет любопытство. Я это помню по себе. В моем детстве мультиков было мало, компьютерных их не было лет до 12-ти.
Поэтому я рассматривал картинки в энциклопедиях, гулял, смешивал разные вещества.
Мне было любопытно и это любопытство не имело простого решения.
Лёгкий доступ к информации гасит волю, как и все лёгкие решения. Если первый шаг лёгкий - второй будет сделать труднее.
Американцы, кстати, этот вопрос решили очень просто и жестоко. У них очень лайтовая и ненапряжная система начального образования.
А вот следующие уровни - уже серьезный напряг. И дальше все просто - справишься или нет.
Справился - значит ты ценен для общества и можешь претендовать на большее. Не справился - тебя всегда ждёт Макдональдс.
Вообще, все эти деградационные моменты, в образовании, общественной жизни, ориентация на комфорт, как на главную цель. Все эти облегчения жизни и априорные права имеют только одну цель - дать решающее преимущество тем, кто живёт по другим законам. Тем, кто заинтересован быть и оставаться сильными.
И да. На это работают целые элитные семьи и кланы. У нас же есть только мы.
Но кто мешает нам стать первым поколением?
Также в моих статьях
Жить! Моя личная рефлексия собственного мировоззрения и отношения к жизни.
Логика процесса. О том для чего мы, на самом деле, живём и почему оно не очевидно.
Невостребованная энергия. О том, как устроен наш обмен энергией со средой и как мы его нарушаем.
Чудес не бывает. Об одной из самых вредных и мерзких иллюзий в нашем сознании.
Мы не рождаемся людьми! О нашей собственной природе и о том, почему нам нужно постоянно решать проблемы и двигаться вперёд.
20 принципов личного порядка. Те правила жизни, которые были мне даны в том числе и от тех самых хороших и правильных людей.
Эволюционное преимущество. Статья о главном оружие слабых людей. И о том, как с помощью него был захвачен мир.