Найти в Дзене

"Улыбался, шутил и держался молодцом". Как умирал отец Муслима Магомаева на фронте в Германии и о чем попросил перед смертью

Оглавление

За освобождение Польши отдали свои жизни около 600 тыс. красноармейцев. Многие из них покоятся в безымянных братских могилах. А личные истории большинства погибших остаются по разным причинам по сей день неизвестными.

Великий советский певец Муслим Магомаев долгие годы пытался узнать обстоятельства гибели своего отца-фронтовика. Он знал, что Магомет Муслимович Магомаев погиб в 1945 г. под Берлином. Знал примерное место захоронения своего папы и имел на руках его трогательные письма с фронта. Так чем же закончилась эта поисковая история и почему советский артист был не доволен поляками?

Поиски и инициативные поляки

Прежде чем перейти к письмам, считаю необходимым рассказать короткую предысторию.

Муслим Магомаев к памяти своих предков относился очень трепетно. Во время гастролей в Польше пытался отыскать место захоронения своего папы. В семье Магомаевых сохранилось письмо его командира, согласно которому Магомет Муслимович погиб в городе Кюстрин (тогда это была территория Германии, а после войны город передали полякам, которые переименовали его в Кюстшин). Имелось также и примерные координаты места захоронения.

На помощь известному певцу пришли неравнодушные поляки (активисты общества советско-польской дружбы). Они и отвезли Магомаева в Кюстрин. К сожалению, никакой могилы там не обнаружили. Только густой лес и поросль. Местные жители тоже не помогли. Все утверждали, что никаких братских могил или мемориалов по близости не было.

Тогда я очень расстроился. Цветы, которые я привез туда, разбросал на предполагаемом месте гибели отца.

Сопровождавшие Муслима поляки перед отъездом певца в Москву пообещали разобраться с этим вопросом. Спустя время Магомаеву пришло письмо из того же Общества польско-советской дружбы. Оказалось, что останки Магомета Муслимовича были захоронены чуть севернее Кюстрина. В какой-то момент командование распорядилось перезахоронить останки красноармейцев, покоившихся в отдельных, могилах (они, как правило, были разбросаны по разным участкам тогдашнего фронта), в общей братской могиле. Вот и получилось, что отец Магомаева покоился близ польского городка Хойна (Западно-Поморское воеводство).

-2
Я побывал на могиле своего папы весной 1972 г., когда мне исполнилось 30 лет. В тот день я был старше папы всего на один год. Он погиб в 29 лет. Надо ли пытаться передать свои чувства? Когда стоишь у братской могилы, они излишни. Я совершил возложение и взял с собой немного земли с могилы, пропитанной кровью советских солдат. Увез эту горсть на родину.

Трогательные письма

Переписка с родными была, пожалуй, единственным утешением для советских солдат. Магомет Муслимович не был исключением. В семье известного певца сохранились уникальные фронтовые письма его отца, который писал их при свете мерцающей лампадки в землянке с боевыми товарищами, валящимися с ног от свинцовой усталости. Вот некоторые выдержки из писем отца Магомаева:

"...Мои товарищи – прекрасные люди. Мы вместе принесем победу над этими проклятыми фашистами и снова заживем счастливой жизнью...".
"Все так же, ничего нового. Сплошная окопная жизнь. Ну а мы как и прежде уничтожаем самых отъявленных мерзавцев, которые когда-либо появлялись на земле. Вечера коротаем в разговорах. Делимся своими мечтами – кто-то скучает по станку, кто-то хочет продолжить учиться, а кто-то – вернуться в родной колхоз. Пускай гибнут те, кто был подлецами или слюнтяями. Я делаю все, чтобы не очернить фамилию отца, семью, народ"
"Тут рассказать, кем я являюсь и чем занимаюсь на войне, не могу. Только после победы все подробно расскажу. Гитлер уже отчетливо слышит похоронный марш в честь его армии мерзавцев. А у нас звучит громкая русская песня. В ней красноармейцы клянутся поквитаться с фашистами за все страдания, которые они учинили нашей Родине"
"А вот уже Германия. Поверженная, стоит на коленях перед русскими солдатами".

Погиб Магомет Магомаев как настоящий герой. Он не посрамил ни фамилию своего отца, ни народ, ни Родину. О гибели папы сообщил майор Сотников. В письме он написал:

-3
Мне очень тяжело об этом сообщать, но Магомет Магомаев погиб на подступах к Берлину. На реке Шпрее. Нужен был человек отважный и с добрым сердцем, чтобы вынести с простреливаемой немецкими пулеметами дороги раненого товарища с перебитыми ногами. Несмотря на смертельную опасность, Магомет добежал до раненого товарища поднял его, и с ним на спине побежал обратно. Сцепился в схватке с немцами. Двоих он уложил, и ранил еще одного. Но пулеметная очередь убила раненого товарища, перебила ноги Магомету. Получил он еще пять пуль. Всего 7 ран. Перед смертью Магомет улыбался, шутил и смеялся. Держался молодцом. Просил лишь об одном – жить для его ребенка.

Ответ Магомаева на наглый вопрос

Как-то в одном из разговоров задали Муслиму Магомаеву нескромный (я бы даже сказал наглый) вопрос, мол, почему вы не хотите перенести останки своего отца себе на Родину. Магомаев был краток:

Он не лежит в чужой земле. Тогда я даже представить себе не мог, что поляки будут так относиться к нашей памяти, что в таком состоянии будут находиться братские могилы. Я не знаю, что сейчас с могилой отца. С кем разговаривать. Польша уже в НАТО.

Письмо Сотникова пробирает до дрожи. Наворачиваются слезы. А таких историй было сотни тысяч. Как хорошо, что я нашел эту историю и смог передать память о Магомете Магомаеве своим читателям.