Друзья, знаете ли вы трагическую историю самой северной в мире часовни? Часовня Спаса Нерукотворного образа построена в память о жертвах авиакатастрофы, случившейся у горы «Operafjellet» (Западный Шпицберген) в 1996 году.
29 августа 1996 года авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Внуковские авиалинии» выполнял чартерный рейс для треста «Арктикуголь», по маршруту Москва-Лонгйир. Самолёт вылетел из Москвы в 04:44, продолжительность полёта составляла три с половиной часа. На борту находилось 130 пассажиров и 11 членов экипажа.
Экипаж был опытным, у каждого за плечами немало часов налёта, КВС и второй пилот даже работали пилотами-инструкторами на ТУ-154. Но расследование, проведённое Норвежским государственным советом по расследованию происшествий совместно с российским Межгосударственным авиационным комитетом, показало, что к авиакатастрофе привели многочисленные ошибки экипажа.
Полёт проходил в штатном режиме, но к началу снижения ухудшились погодные условия. Облачность, ливень, видимость не превышала 10 километров. Когда возник циклон, видимость уменьшилась до шести километров, а высота нижней границы облаков установилась от 400 до 450 метров.
Когда самолёт стал подлетать к Лонгйиру, в 07:55 экипаж запросил информацию в центре управления воздушным движением Будё о видимости, но т.к. связи не было, информацию пилоты не получили.
В 07:56 диспетчер Лонгйира разрешил снижение авиалайнеру до 1800 метров. Далее начались недопонимания экипажа и диспетчеров вследствие плохого знания пилотами английского языка.
В результате экипаж очень сильно отклонился от курса и произошло неизбежное:
Во время захода на посадку неоднократно срабатывала сигнализация опасного сближения с землей (GPWS), что означало высоту от земли менее 750 метров. В последний раз сигнал звучал 9 секунд и продолжался до момента столкновения с горой. В 08:22:23 рейс VKO2801 врезался в склон горы Опера на высоте 907 метров над уровнем моря в 14,2 километрах от аэропорта Шпицбергена и правее на 3,7 километра от посадочного курса. Самолёт полностью разрушился, все 130 пассажиров и 11 членов экипажа на его борту, погибли.
Позже, в память о погибших, в Баренцбурге построили часовню, где каждый год, 29 августа, проводится поминальная панихида.
Здесь нет постоянного священника (иногда, по большим праздникам приезжает с материка), но часовня всегда открыта. Есть человек, который смотрит за часовней, подкладывает свечи для прихожан, чистит кандила (подставки для свечей), следит за чистотой и порядком.
Когда заходишь в часовню, сразу попадаешь в тишину. Даже если на улице штормовая погода, шумят ветер и океан, здесь тишина. Эта тишина, запах ладана и свечного воска настраивают зашедшего на общение с Богом. Спокойствие и умиротворение на краю света.
Иной раз, сидя в тишине и размышляя о своей жизни, даже уходить не хочется. Намоленное место, живое. Живое, пока живёт память. А память будет жить всегда, передаваясь из поколения в поколение.
#Шпицберген #баренцбург #храм