GONG - "I See You" (2014)
Songs/Tracks Listing: 1. I See You (3:33); 2. Occupy (2:54); 3. When God Shakes Hands with the Devil (5:40); 4. The Eternal Wheel Spins (7:04); 5. Syllabub (4:32); 6. This Revolution (3:50); 7. You See Me (2:40); 8. Zion My T-shirt (6:18); 9. Pixielation (4:42); 10. A Brew of Special Tea (1:22); 11. Thank You (10:35); 12. Shakti Yoni & Dingo Virgin (9:30)
Total Time: 62:40
Line-up/Musicians: Daevid Allen - glissando guitar, vocals, co-producer/Kavus Torabi (Knifeworld) - guitar/Fabio Golfetti - guitar/Ian East - soprano, alto & tenor saxes, flute, whistle/Dave Sturt - bass, computer samples, co-producer
- Orlando Allen / drums, vocals (4), co-producer
With: Gilli Smyth - vocals/Mark Robson - keyboards (11)
«Я вижу тебя, Я скучал по тебе. Эй, послушай! Что, поехали туда? Я сумасшедший Ленивый, я старик, Не крутой, Ты просто сумасшедший, как я, И поэтому я думаю, Давай просто пойдем выпьем, Я увижу тебя в твоих снах, В твоих снах. Сегодня ночью в воздухе витает магия. Ты все меняешь? вот так, поехали! Где ты прячешься? Фейсбук, Твиттер, подводный мир, и никто им не восхищался. Должно быть решение, которое подпитывает все мнения. Я знаю, ты знаешь, что мы знаем, как заводиться. Субботняя ночь, субботняя ночь, выпивка. Субботняя ночь, субботняя ночь, выпивка. Субботняя ночь, субботняя ночь, выпивка. Субботняя ночь, субботняя ночь, выпивка. Субботняя ночь, субботняя ночь, выпивка. Субботняя ночь, субботняя ночь, выпивка. Субботняя ночь, субботняя ночь, выпивка. Субботняя ночь, выпивка.»- Дэвид Аллен.
УВЫ, ФИНАЛЬНЫЙ АККОРД ЛЕГЕНДЫ.
Настало время говорить о старости. Этот неминуемый финал жизни также разнообразен, как и все, ей предшествующее. Daevid Allen уже 76. Да, возраст, когда большинство музыкантов давно уж не ищут новизны, пишут воспоминания, брюзжат и изредка играют что-то простенькое лирико-ностальгическое. Примеров- масса, но наш герой ведь исключение из правил во всем и в любом возрасте, в старости также. Хотя это слово здесь можно использовать лишь как возрастное определение, но ни как не творческое. Казалось бы что после выпуска «2032», такого разухабистого и бесшабашного, где вновь собралась «старая гвардия», можно и поставить точку: все же группе уж 40 лет, столько было записей, концертов, что и не сосчитать. Можно было б спокойно почивать на лаврах, изредка где-нибудь выступая, но не полными 2-х часовыми концертами, а так, немного, лишь себя показывая, как икону стиля, можно было б нежиться на солнышке и давать журналистам пространные интервью… Но наш герой не таков. Он в очередной раз ( удивительно это в таком-то возрасте) решает сделать крутой вираж в дальнейшем полете Gong и записывает новый альбом с совершенно новым составом музыкантов. Daevid Allen старый экспериментатор, а потому взглянем на них пристальней.
Orlando Allen- сын. Имея таких родителей как Gilli Smyth и Daevid Allen нетрудно догадаться какую стезю он выберет. К моменту записи «I See You» в его дискографии уже было 4 альбома и один из них совместный с родителями. Но теперь Orlando выступает в роли не просто участника группы, а продюсера (согласитесь, что это большая ответственность). Гитарист Kavus Torabi, пожалуй, самый опытный из нового состава. Его участие во многих проектах прогрессивно-авангардной направленности ( Knifeworld, Guapo и др.) выделяет его особо. Вторым гитаристом стал бразилец Fabio Golfetti, зарекомендовавший себя как участник прог-формации Violeta de Outono c середины 80-х и других проектов. Духовик Ian East тоже не новичок: участие в Inspiral Trio, The Balkanatics и два сольных альбома- более чем достойно. Австралийский клавишник Mark Robson еще ранее был участником состава Daevid Allen& Friends, записываясь к тому же с Kangaroo Moon, The Magick Brothers, а также сольно. Да, музыканты новой формации, более молодые, имеющие уже достаточный опыт, но открытые для экспериментаторства- это и есть «новая кровь» Gong, который в этой работе просто неузнаваем (или почти неузнаваем). Новый музыкальный язык, как правило, предполагает многотемное строение каждой песни или инструментального номера. Они строятся по принципу контрастности(от темпа и размера до тембрально-образного характера), часто не придерживаясь четкой классической формы, тем не менее беря ее за основу.
Что ж? Вступление закончено и, думаю, что самое время его слушать, настроившись на все, что угодно, кроме банальщины, простенькой попсы и липкой слащавости. Этого уж точно не будет.
Я ВИЖУ ТЕБЯ — ТЫ ВИДИШЬ МЕНЯ.
1.»I See You» (D. Allen, O. Allen, D. Sturt).Вступительная песня моментально вводит слушателя в причудливый мир Gong. 3-х минутный коллаж контрастных тем от мелодекламации до пространной широкой в длительностях и диапазоне мелодии, да еще и коротенькая импровизация: более и ничего не надо. Забираясь в верхний регистр, продолжается уж жестко …
2.»Occupy» (D. Allen, Ian East, D. Sturt). Жесткая авангардно- металлическая вакханалия перемежается расслабленным саксофоном, парящем в дуэте с тремолирующей гитарой над сумбуром, но красота лиризма все же пересиливает.
3.»When God Shakes Hands with the Devil» (D. Allen, K. Torabi). Когда Бог пожимает руку Дьяволу- сложно-структурное многочастное построение, основанное на мерной партии бас- гитары. Жесткость мелодекламации, разбитой случайными паузами, трансформируется в флейтовый лиризм, тематический близкий к сольным работам S. Hackett, но в итоге перетекает в авангардность стилесплетений.
4.»The Eternal Wheel Spins» (F. Golfetti, O. Allen). Вращение вечного колеса- удивительная песня, уводящая сознание слушателя сразу же в эпоху ,,летающего чайника». Космические клавишные, голос Gilli Smyth, наслаивающиеся арпеджио гитар, выводящие на первый план соло в духе S.Hillage, заканчивающееся все той же метрономно-бездушной импровизацией.
5.»Syllabub» (D. Allen, D. Sturt, I. East). Резкая джазово-авангардная песня, разбавленная вальсообразными вкраплениями, уводящими сознание на танцплощадку 50-х и возвращающую его в прострацию чудесного саксофонного соло Ian East. Этот коллаж заканчивается интерлюдией к следующему поэтическому номеру.
6.»This Revolution» (D. Allen, D. Sturt, I. East). Меланхолическая, космическая звуковая атмосфера здесь является контрастным фоном к декламации текста песни Гила Скотт-Херона "Революция не будет транслироваться по телевидению». В свои 76 и декламировать стихи про революцию!!! Воистину, непостижим этот человек по имени Daevid Allen.
7.»You See Me» (D.Allen, O.Allen, D. Sturt, F. Golfetti, K. Torabi). Ты видишь меня- вновь космические позывные сливаются с разухабисто-танцевальным ритмом, переходя множество трансформаций ( подчас столь мгновенных, способных вызвать дух F. Zappa) выливаются лишь в сумбурную вопросительную доминанту. Тем самым музыканты задают вопрос нам, слушателям, способным оценить их звуковое послание. Ответ на него даст каждый сам и тут уж ни у кого не спишешь…
8.»Zion My T-shirt « (D. Allen, D. Sturt). Детские нестройные голоса предваряют лирическую, пространную песню. Расслабленный голос Daevid Allen переходит в атмосферную картину безграничности полета фантазии, сменяемую сложной ритмической синкопированной темой, растворяющейся в первозданной красоте. Пальцевое соло бас-гитары Dave Sturt как мягкое заключение виденного.
9.»Pixielation» (I. East, D. Allen). Пикселяция происходит сначала через дуэт флейты и бас-гитары, затем через бесшабашную балканскую триольную тему, затем через атмосферный воздушный флейтовый дуэт. Заключение этого рондо- ярко выраженные повторяющиеся фразы, воспринимаемые как немой вопрос внимательному слушателю.
10.»A Brew of Special Tea» (O. Allen). Заварка особого чая- лишь небольшая интерлюдия.
11.»Thank You» (D. Allen). Дэвид говорит спасибо. Его голос, измененный аппаратурой, звучит несколько удаленно. Постоянно повторяющаяся музыкальная фраза заставляет вспомнить начало, то начало лихих 60-х, когда дружба, любовь, травка и открытое миру сознание своей решимости его изменить трансформируют эту тему до неузнаваемости, уводящей простую роковую тему в развернутый полифонический экспромт. Дуэт гитар в обрамлении контрапункта сопрано- саксофона аккомпанирует возвышенной теме, как будто сошедшей с альбома про знаменитого сержанта Пеппера. И это смысловая кульминация альбома. Дэвид уже болен, он знает о приближающимся конце своего пути… Он прощается со слушателями.
12.»Shakti Yoni & Dingo Virgin» (D. Allen, G. Smyth). Эпилог, написанный основателями и супружеской парой Gong. Космические звуки удаляют от земных забот, проблем и переживаний. Манящий голос будто бы открывает проход в небесный рай, столь удаленный и прекрасный, что сам путь туда- уже награда за земные тяготы. Вторящая ей glissando guitar, как душа человека, отзывающегося полным подчинением на этот призыв. Завершающая нота, как чистый свет, уходит в небытие, оставив лишь прекрасный образ в подсознании…
… И О ПЕЧАЛЬНОМ.
Альбом был выпущен 10 ноября 2014 года. Вскоре после этого Daevid Allen открыто подтвердил наличие у него прогрессирующего рака горла. Он решил более не прибегать к помощи хирургов и отдаться на волю судьбы. 13 марта 2015 года он умер.
Перед своим концом он высказал пожелание продолжения творческого пути его детища- GONG.
(c) Вадим Соседко, 2022
P.S. Предыдущую часть можно прочитать здесь (а в конце предыдущей статьи вы найдете ссылки и на все предыдущие).
(с) Prog Island, СПб, август 2022