Найти в Дзене
Жизнь артиста в Дзене

Н. К. Печковский. 1941

Печковский был замечательным камерным певцом. На протяжении длительного времени по воспоминаниям современников ежемесячно он выступал на сценах Большого зала Ленинградской филармонии, в Домах культуры города с программами романсов Чайковского, Рахманинова, пел он и произведения западных композиторов-классиков, итальянские и неаполитанские песни, сочинения современных советских композиторов.

Концерт Н. К. Печковского.
Концерт Н. К. Печковского.

Увлекся исполнением камерного репертуара Николай Константинович еще в студии Станиславского. Шел 1921 год. После болезни он хотел съездить на юг подлечиться, и ему нужны были деньги. И Константин Сергеевич предложил свою помощь в организации и проведении его сольного концерта с целью сбора средств. Концерт задумывался небольшой, но с интересной и редкой программой, необычный по стилю исполнения.

Необычность для того времени заключалась, прежде всего, в том, что исполнялись не оперные арии, а романсы русских композиторов-классиков, и задача перед исполнителем стояла непростая – тесно увязать пропеваемый текст романса с музыкой. А для этого нужно было разобрать сначала музыку, понять, что хотел выразить композитор тем или иным оборотом, той или иной музыкальной фразой. Далее следовал вывод о том, какие чувства должен вложить певец в исполнение именно этого фрагмента романса.

Когда Николай Константинович работал над романсом Чайковского «Ночь», Станиславский не уставал повторять ему:

Ты сам должен быть участником, а не повествователем тех событий, о которых идет речь в романсе. Только тогда у тебя получится верное описание этой ночи.

Коля Печковский упростил для себя задачу: «Все, о чем я пою, я должен как бы видеть собственными глазами!»

Эрос. Романс. Музыка Э. Грига. Поет Н. К. Печковский. Запись 1929 года. Москва.

Нужно отметить, что программа обучения в оперной студии включала обязательный предмет – работа над раскрытием образа в каком-нибудь камерном произведении, романсе.

Все, чему учил Станиславский, очень пригодилось ему при подготовке и проведении его, фактически, первого большого сольного концерта 30 октября 1927 года в Ленинградской филармонии.

Но все-таки, большая и кропотливая работа над камерным репертуаром началась позже.

Этикетка патефонного диска с записью романса Э. Грига "Эрос". 1929 год.
Этикетка патефонного диска с записью романса Э. Грига "Эрос". 1929 год.

Романсовая музыкальная литература влекла его, но с какой стороны подойти к романсу, он не знал.

Первоначально он пел романсы русских композиторов, как оперный певец. Он привык «пробивать» голосом симфонический оркестр, его мощный тенор позволял ему делать это без труда. Привык усиливать согласные в пропеваемых фразах – нужно было донести до зрителя в зале оперного театра каждый звук и каждое слово, отсюда многократно усиленные р-р-р, з-з-з, с-с-с и т. д., что при интерпретации романсов, часто негромких, повествовательных, иной раз, хрупко-нежных, слушалось, мягко говоря, странно.

Поэтому интуитивно его тянуло к романсам чувственным, страстным, драматическим, трагическим, где была бы оправдана такая подача звука и слова. А это были Чайковский и Рахманинов. Но даже в этом случае он понимал, что здесь нужны какие-то иные краски, своего рода акварель, а не сочные и густые тона масла. Невероятно, но творческая работа по поиску нужных вокальных средств продолжалась у Печковского годами! Он искал и не находил, и все не мог успокоиться.

Все встало на свои места только в 1937 году, когда певец открыл для себя вокальную лирику Глинки и Даргомыжского. Музыкальный язык Михаила Ивановича Глинки, на первый взгляд простой, доступный, сам настраивал его на какой-то другой лад. Как и раньше, Николай Константинович доверился своему внутреннему чутью, своему вдохновению, пошел за ним, и оно не подвело.

Художник Виктор Артамонов. Пушкин и Жуковский у Глинки. 1953. М. И. Глинка сам поет свои романсы. Современники говорили - кто не слышал романсов Глинки в его исполнении, тот не знает романсы Глинки. Нам не повезло!!!
Художник Виктор Артамонов. Пушкин и Жуковский у Глинки. 1953. М. И. Глинка сам поет свои романсы. Современники говорили - кто не слышал романсов Глинки в его исполнении, тот не знает романсы Глинки. Нам не повезло!!!

Известно, что и Глинка, и Даргомыжский обладали своеобразными певческими голосами, они сами исполняли свои романсы и, по воспоминаниям современников, приводили аудиторию в восторг. Они не «пели», они «напевали» свои романсы. Почему? Обладали слабыми голосами? Пели среди маленького избранного кружка немногих посвященных? Или потому что сами романсы были такими, что «кричать» при их исполнении – значило их испортить? Николай Константинович склонился к последнему.

Композитор А. С. Даргомыжский. Литография с фото с автографом. 1850-е годы.
Композитор А. С. Даргомыжский. Литография с фото с автографом. 1850-е годы.

И только тогда, когда он попробовал «напевать» их, то понял, что попал на правильный путь – в его исполнении появилась «камерность», та интимность, из-за которой этот репертуар так и называют – «камерный». Концерт «камерной» музыки, концерт «камерного» ансамбля … и как только он запел «камерно», его певческий звук сразу облегчился и в нем появились дополнительные краски. Это было открытие! Это была маленькая победа над собой! И аудитория воспринимала романсы в таком исполнении значительно ярче и глубже!

Он не весь концерт «напевал», постепенно, не сразу, но вырисовывались моменты, где нужно было «напевать», а где разворачивать голос в полную силу! От концерта к концерту, как писал сам певец, вырисовывалась для него эта «вокальная арифметика!»

Старинные ноты романсов А. С. Даргомыжского.
Старинные ноты романсов А. С. Даргомыжского.

Теперь становится понятным, почему он баловал своих поклонников ежемесячными концертами. Прежде всего, это было необходимо ему самому – от концерта к концерту он шлифовал свое мастерство, ибо где, как не на публике можно проверить все свои репетиционные находки!

И вот что еще интересно, Николай Константинович самостоятельно пришел к выводу, что «камерность» отнюдь не подразумевает скромность голосовых средств, то есть, прямо говоря, если певец специализируется на камерном репертуаре, это не означает, что у него плохой и слабый голос! Наоборот, хороший камерный певец не только должен обладать хорошим певческим голосом, но и мастерски им владеть!

Только теперь, зная иные приемы вокализации, певец мог свободно пользоваться новыми красками своего голоса и в свое удовольствие петь новый для него репертуар.

Н. К. Печковский.
Н. К. Печковский.

А Станиславский научил Николая Константиновича видеть в каждом романсе самостоятельное законченное произведение, полное чувств, мыслей, настроений. И все это не является раз навсегда найденным застывшим образом, а живет и развивается по тем же законам музыкального театра, что и в опере.

Хорошо спеть романс гораздо труднее, чем оперу. Здесь в маленьком по объему произведении, надо дать быструю смену иногда очень сложных переживаний. А, кроме того, почти в каждом романсе есть еще и описательная часть – природа … Для всего этого певец должен найти яркие и убедительные краски … Не так-то просто.

Вот через какие тернии приходилось продираться артисту для того, чтобы зритель и слушатель смог восхититься его исполнением романсов Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Глинки, Даргомыжского, Гурилева, а еще и Шуберта, Шумана, Брамса, Листа!

А ведь критики писали, что романс И. Брамса «Воскресное утро» звучит у Печковского, как ариозо «Смейся, паяц», то есть, страсти, как говориться – в клочья. Известная камерная певица Зоя Лодий после концерта коллеги говорила ему: «Серенаду» Шуберта Вы спели хорошо, но немцы так не выражают свои чувства! Вы исполнили эту серенаду в русском духе!» А он слушал патефонные пластинки с записями выдающихся немецких певцов с тем же репертуаром и находил их пресными. Позже он понял, что у наших певцов при исполнении этих произведений – переизбыток чувств, русская душа просится наружу, а у немцев здесь преобладает не сердце, а разум. И это тоже приходилось учитывать, если хотелось петь немецких композиторов «в стиле».

-7

Никто, и в первую очередь, сам артист, тогда даже и не мог подумать о том, в каких обстоятельствах и с кем ему доведется изучать творчество немецких классиков!

Наступил 1941 год.

С началом войны Николай Константинович, как и все советские артисты, много раз выезжал на передовую с концертами, выступал перед бойцами, которым предстояло идти в бой, перед ранеными. Кировский театр, между тем, готовился к эвакуации.

В августе 1941 года фронт подходил уже вплотную к Ленинграду. Елизавета Тимофеевна, мать певца, находилась в это время на даче, в Карташевке, под Гатчиной. Она перенесла инфаркт и не вставала с постели. Регулярного сообщения между пригородом и Ленинградом уже не было, поезда ходили только по особому назначению. Возвратившись с очередного фронтового концерта, Николай Константинович получил от дирекции театра специальное разрешение на поездку в Карташевку – он должен был забрать Елизавету Тимофеевну, приехать вместе с ней в город и отправиться в эвакуацию. Машинист спецпоезда получил приказ притормозить в Карташевке и высадить артиста. Печковский прибыл на станцию в 17 часов и обратно выехать в тот же вечер не смог. А в пять утра поселок был уже занят немцами.

-8

Положение его было критическим – один, с лежачей больной матерью, без всяких средств к существованию. Как и все советские люди, он со дня на день ждал окончания войны, верил, что через неделю-другую их всех освободят. Но прошел месяц, другой, третий …

На даче никаких продуктовых запасов у Печковских не было – дача была летней, и продукты привозились по мере надобности из города. Более того, в августе, когда Николай Константинович приехал за матерью, стояла теплая, летняя погода, он ехал, максимум, на сутки – естественно, никаких теплых вещей с собой не взял. Наступал декабрь. Мать с сыном голодали и замерзали. Надо было что-то делать … Все, что умел Николай Константинович, это – петь. И он запел!

-9

Первый его концерт состоялся в школе соседней деревни. В программе были русские народные песни, аккомпанировать было некому, и он пел без аккомпанемента, просто так. Слушателями были местные, деревенские, а гонораром – продукты. Кто приносил пару яиц, кто пару картофелин, кто горбушку хлеба.

Немцы не препятствовали, похоже, они просто не знали, что с ним делать. Печковский не скрывал, что он народный артист, не прятал орден Ленина, он носил его с собой в кармане, не делал тайны из того, что оказался здесь случайно.

Вот этот самый Орден Ленина в оккупации артист постоянно носил с собой.
Вот этот самый Орден Ленина в оккупации артист постоянно носил с собой.

В январе 1942 года он выступил в Гатчине перед согражданами, оказавшимися на оккупированной территории. В этот период немцы создали концертную организацию, которую назвали «Винетта», она состояла из балетной и драматической трупп. Поклонники певца, бывшие и в оккупации, пристроили туда и Николая Константиновича. Он стал получать солдатский паек.