Что касается до меня, то я тоже — «ищущий» в философии. Именно: в настоящих заметках я поставил себе задачей разыскать, на чем свихнулись люди, преподносящие под видом марксизма нечто невероятно сбивчивое, путаное и реакционное.
В. И. Ленин
Итак, в прошлый раз мы определили, что философия занимается мышлением. Как мы помним, она не имеет эмпирического базиса, то есть данных, полученных в ходе наблюдений и экспериментов.
Разобрали и то, что гипотезы проверяются фактами, а факты исходят из эмпирики. Тут закономерный вопрос: как же нам подтвердить философскую гипотезу?
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно пристальнее рассмотреть предмет мышления. Проще говоря, необходимо разобраться, как формируется какое-либо знание, то есть как протекает процесс познания.
Само познание — это отношение между объектом и субъектом познания, в котором первое отражается вторым, а точнее, познаётся. Отсюда закономерный вопрос: что такое объект и субъект и как они вступают во взаимоотношения?
То, что познается, на что направлено познание, является объектом познания. Это могут быть вещи, явления, закономерности их существования в реальном мире.
Субъект познания – это человек, познающий какой-либо объект. Сам же процесс познания начинается с воздействия формы материи, то есть объекта, на органы чувств субъекта.
Например, чтобы познать яблоко, его нужно каким-либо образом почувствовать, ощутить его вкус, запах, форму, увидеть его или услышать звук его падения.
Проще говоря, познание начнётся с взаимодействия с предметом, мы не можем помыслить о том, чего не знаем. Нам необходимо предмет ощутить, чтобы его образ отпечатался у нас в мышлении.
Даже когда мы мыслим о чём-то фэнтезийном, например, об орках, драконах, Боге и прочем, мы всегда наделяем эти выдуманные сущности качествами, которые уже нам известны.
Как пример — средневековые художники, которые, никогда не видя слонов, при этом изображали их на гравюрах с явными качествами коней, собак и прочих животных, которых художник уже видел.
Но вернёмся к познанию. Чтобы прояснить представление о познании, разберём, что есть познание по определению и чем эта форма отношений отличается от аналогичных или просто схожих форм отражения объектов материи.
Начнём с простого, познание есть форма отражения объектов материального мира в мышлении субъекта. Но всякое ли отражение есть познание и всякое ли познание есть отражение?
Обратим внимание, что способность отражать является неотъемлемым свойством материи. Потому то материализм можно, в широком смысле, назвать как «теория отражения».
В каждый момент времени любая область материи как отражает сама, так и отражается другим участком матери. Разность лишь в видах и формах этого отражения. Человечество исследует и фиксирует самые разные способы отражения материей себя.
К примеру, третий закон Ньютона есть не что иное, как констатация механического отражения одной вещи от другой. Согласно этому закону, сила действия равна силе противодействия.
Уроните яблоко на землю, и вы увидите, что оно будет отражено землёй. Таким образом, отскочивший от земли фрукт является примером одного из видов отражения.
Такое отражение есть лишь механическая сторона процесса, но ведь один и тот же объект отражает звук, волны, свет, что позволяет зеркалу отражать другие объекты.
Чем более сложный объект, тем более сложные формы отражения ему доступны. Так, мышление не есть универсальная форма отражения, доступная всем объектам, она есть особенная форма, доступная только высокоорганизованной материи.
Однако отражение не есть что-то спонтанное, это переход формы одной материи в другую форму. Подобные рассуждения подкрепляются объективными законами, например, первым законом термодинамики о сохранении энергии.
Согласно ему, энергия никуда не пропадает бесследно и не появляется из ниоткуда, её количество всегда постоянно, а все процессы – это переход энергии из одного состояния в другое.
Говоря категориями философии, этот закон описывает переход разных форм бытия друг в друга, но с сохранением общего количества энергии. Получается, что отражение — это всего лишь один из способов энергии перейти в иное состояние.
Этот цикл легко можно отследить. Миллионы лет назад энергия солнечного света поглощалась растениями. Затем они под воздействием огромного давления и температуры в толще земной коры превратились в уголь, из которого мы теперь извлекаем энергию для работы двигателей и турбин.
Так энергия солнца не исчезла, а преобразовалась в материю растений, которая преобразовалась в уголь, уже который сегодня человек вновь преобразует в энергию.
То есть, есть абсолютная объективная причинность и взаимосвязь между всеми явлениями. Все они, даже так — и все мы, является частью одного единого бытия. Обмен энергией же происходит в границах этого единого процесса.
Тут нужно понимать, что меня, вас, угля, яблока, любого предмета или явления как чего-то отдельного нет. Всё является одним единым бытием. Все окружающие нас предметы и явления взаимосвязаны, в той или иной степени.
Вычленение из этого целого отдельных фрагментов есть лишь произвол нашего мышления, то есть произвол отражения. Этот произвол происходит из-за ограниченности знания и, прежде всего, мышления самого субъекта отражения.
Если говорить более точно, то тут наблюдается процесс самоснятия, когда от первобытного, звериного цельного восприятия мира, человек через категориальные абстракции начинает расчленять мир.
Так формируется формальное мышление, когда человек видит мир лишь как совокупность предметов, не видя связи. Хотя подсознательно и пытается это объединить, но за неимением фактов придумывает такую вещь как духи, высшие силы, Бог.
Но истина состоит в том, что, расчленяя мир, мы начинаем его познавать, нам становится недостаточно тех взаимосвязей, что отражены в категории, в понятии о предмете, мы начинаем формировать новые связи.
Ибо разносторонне развитый человек, с широким взглядом, обнаруживает гораздо больше связей между различными явлениями и фактами. Для такого человека целостность бытия становится очевидной.
С формированием же такого взгляда человек уже видит каждый предмет не как отдельную вещь в себе, а как часть цельного процесса. Само понятие пополняется другими понятиями и новыми гранями.
Человек возвращается к первичному, цельному мировосприятию, но уже с богатством знаний, с категориальным пониманием происходящего, а не с пустым взором на единый, но пустой мир.
Представление человека о мире как сумме отдельных предметов и явлений, по существу, есть форма отрицания им своего же древнего пещерного мировосприятия. Более того, это есть основание для появления идеализма.
У древних людей, как и у зверей, весь мир воспринимался как монолитное целое, а не соединение многих и многих предметов и явлений. Также воспринимают мир и звери, которые лишь изредка отличают отдельные предметы.
Само движение этого отрицания отрицания есть один из классических примеров самоснятия явления через своё отрицание, то есть простой пример диалектики. О самом же процессе самоснятия подробнее расскажу в другом ролике.
Само мышление проявилось, когда человек стал создавать орудия труда. Это было время, когда человек, обнаружив противоречия в окружающем мире, стал искать способ их разрешения.
Мышление появилось как творческое начало и развилось как способность к импровизации, способность к разрешению, к снятию сложившихся противоречий.
Так современные антропологи напрямую говорят, что разум есть всего лишь одна из специализаций в животном мире, которая даёт возможность приспособиться к сложившимся обстоятельствам.
Сам «человек разумный» формировался именно по принципу отбора по признаку разума, возможности приспособиться в новых обстоятельствах. Мышление в этот период было тем, что давало человеку возможность не столько творить, сколько банально выжить.
Но тему соединения антропологии мышления и онтологической философии мы разберём как-нибудь в другой раз. Это весьма важная тема для понимания основания, на котором мы построены.
А на сегодня всё, задавайте вопросы в комментариях, ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь этим видео в соц. сетях. Удачи!