Фильм под названием «Общество мёртвых поэтов»…
Звучит пугающе, не так ли? Сразу представляешь себе что-то мистическое, восставших мертвецов, декларирующих стихи…
А на самом деле всё прозаично – и прекрасно в своей прозаичности.
Всем, кто имеет отношение к профессии учителя, всем, кто интересуется педагогикой, рекомендую этот замечательный, трогательный фильм, снятый в 1989 году.
Представляете элитную частную школу для мальчиков в США? Обязательная школьная форма, строгие правила, требовательные учителя, которые снижают годовую оценку за то, что не выполнил всего лишь одно домашнее задание, усидчивые и прилежные ученики, готовые изо дня в день грызть гранит наук, суровые родители, следящие за каждым шагом своих отпрысков… И традиции, существующие уже десятки лет, нарушение которых карается смертной казнью исключением из школы.
Помню, доводилось рассказывать ученикам про частные школы в Соединенных Штатах и в Великобритании, так дети приходили в ужас: как это, жить в школе? Не приходить домой каждый день? Наказания, тем более телесные? КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО?
И в таком учреждении появляется молодой учитель литературы Джон Китинг (играет Робин Уильямс), приятный мужчина с обаятельной улыбкой и заговорщицки поблескивающими глазами. Одним своим появлением он буквально растаптывает строгие традиции и правила школы «Веллтон». Потрясает сцена его первого урока – господин учитель неспешно прогуливается по классу, насвистывая, после чего приглашает изумленных юношей в коридор и там начинает знакомство с ними. А после велит им вырвать страничку из учебника, не читать предисловие автора, чтобы дети СМОГЛИ СФОРМУЛИРОВАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ.
Может, взять себе такой приёмчик на вооружение? Получится ли?
В общем, главное, чему учит детей мистер Китинг – следовать за своей мечтой, слушать своё сердце, мыслить самостоятельно и раскрывать свои способности. Именно ему, а не сухим и угрюмым «трансляторам знаний», преподавателям частной школы, удалось достучаться до детских сердец.
И тут невольно задумаешься – что важнее: традиции или новаторство? По сути, Джон Китинг – бунтарь, и дети под его руководством становятся совсем не такими, какими их хотят видеть их родители и школьный персонал. Раз традиции существуют уже столько лет, значит, они работают? Зачем их менять? Жили себе дети, учились, получали образование, слушались родителей и учителей, готовились к той жизни, которую избрали для них их семьи, а тут пришёл какой-то болтун, «учитель словесности», и давай их настраивать против авторитетов. И как вот не стыдно, нехороший какой человек, мозги промывает юному поколению, мыслить их учит, позор-то какой.
А с другой стороны – если в обществе появился так называемый бунтарь, значит, оно созрело и готово к изменениям. Традиции – это замечательно, но, если не вносить в них капельку новшества, общество не будет развиваться дальше. Разве мы можем стоять годами и веками на одном месте?
Честь, дисциплина – то, о чём говорили педагоги школы «Веллтон», очень важны. Но БЕЗ ЛЮБВИ дисциплина не стоит практически ничего. Сколько угодно можно браниться, потрясая кулаками, назначать дисциплинарные взыскания, снижать оценки и прочее, но толку никакого не будет. Доверительных отношений с таким педагогом не возникнет. Чтобы выстроить правильные отношения с учениками, нужно сочетать строгость и человечность. Ну и процесс этот должен быть обоюдный. Проявляя уважение к учащимся, учитель вправе ожидать подобного отношения к себе.
Неудивительно, что дети встали на сторону того, что любил не только свой предмет и свою работу, но и их самих, на сторону того, кто видел в них личностей, а не марионеток в руках кукловода.
К сожалению, руководство школы не приняло новаторских идей Китинга, и его уволили. Но сцена прощания учителя с детьми – невероятно трогательна. То, как мальчики вскарабкались на парты и начали декларировать «О капитан! Мой капитан!», то самое стихотворение, о котором учитель говорил им на первом уроке, отдавая честь своему наставнику, фактически довело до слёз такого сухаря, как я. И как комично при этом смотрелся старый учитель, занявший место Китинга – он беспомощно метался по классу, как подстреленный заяц, кричал, требуя, чтобы дети сели за парты, грозил отчислением, но на него даже не смотрели.
Потому что истинная сила – в Любви. В любви, которой мы делимся с окружающими. И сердце не обмануть.