Найти тему
Что посмотреть?

"Общество мёртвых поэтов". Впечатления о фильме.

Фильм под названием «Общество мёртвых поэтов»…

Звучит пугающе, не так ли? Сразу представляешь себе что-то мистическое, восставших мертвецов, декларирующих стихи…

А на самом деле всё прозаично – и прекрасно в своей прозаичности.

Всем, кто имеет отношение к профессии учителя, всем, кто интересуется педагогикой, рекомендую этот замечательный, трогательный фильм, снятый в 1989 году.

Представляете элитную частную школу для мальчиков в США? Обязательная школьная форма, строгие правила, требовательные учителя, которые снижают годовую оценку за то, что не выполнил всего лишь одно домашнее задание, усидчивые и прилежные ученики, готовые изо дня в день грызть гранит наук, суровые родители, следящие за каждым шагом своих отпрысков… И традиции, существующие уже десятки лет, нарушение которых карается смертной казнью исключением из школы.

Помню, доводилось рассказывать ученикам про частные школы в Соединенных Штатах и в Великобритании, так дети приходили в ужас: как это, жить в школе? Не приходить домой каждый день? Наказания, тем более телесные? КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО?

И в таком учреждении появляется молодой учитель литературы Джон Китинг (играет Робин Уильямс), приятный мужчина с обаятельной улыбкой и заговорщицки поблескивающими глазами. Одним своим появлением он буквально растаптывает строгие традиции и правила школы «Веллтон». Потрясает сцена его первого урока – господин учитель неспешно прогуливается по классу, насвистывая, после чего приглашает изумленных юношей в коридор и там начинает знакомство с ними. А после велит им вырвать страничку из учебника, не читать предисловие автора, чтобы дети СМОГЛИ СФОРМУЛИРОВАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ.

Может, взять себе такой приёмчик на вооружение? Получится ли?

В общем, главное, чему учит детей мистер Китинг – следовать за своей мечтой, слушать своё сердце, мыслить самостоятельно и раскрывать свои способности. Именно ему, а не сухим и угрюмым «трансляторам знаний», преподавателям частной школы, удалось достучаться до детских сердец.

И тут невольно задумаешься – что важнее: традиции или новаторство? По сути, Джон Китинг – бунтарь, и дети под его руководством становятся совсем не такими, какими их хотят видеть их родители и школьный персонал. Раз традиции существуют уже столько лет, значит, они работают? Зачем их менять? Жили себе дети, учились, получали образование, слушались родителей и учителей, готовились к той жизни, которую избрали для них их семьи, а тут пришёл какой-то болтун, «учитель словесности», и давай их настраивать против авторитетов. И как вот не стыдно, нехороший какой человек, мозги промывает юному поколению, мыслить их учит, позор-то какой.

А с другой стороны – если в обществе появился так называемый бунтарь, значит, оно созрело и готово к изменениям. Традиции – это замечательно, но, если не вносить в них капельку новшества, общество не будет развиваться дальше. Разве мы можем стоять годами и веками на одном месте?

Честь, дисциплина – то, о чём говорили педагоги школы «Веллтон», очень важны. Но БЕЗ ЛЮБВИ дисциплина не стоит практически ничего. Сколько угодно можно браниться, потрясая кулаками, назначать дисциплинарные взыскания, снижать оценки и прочее, но толку никакого не будет. Доверительных отношений с таким педагогом не возникнет. Чтобы выстроить правильные отношения с учениками, нужно сочетать строгость и человечность. Ну и процесс этот должен быть обоюдный. Проявляя уважение к учащимся, учитель вправе ожидать подобного отношения к себе.

Неудивительно, что дети встали на сторону того, что любил не только свой предмет и свою работу, но и их самих, на сторону того, кто видел в них личностей, а не марионеток в руках кукловода.

К сожалению, руководство школы не приняло новаторских идей Китинга, и его уволили. Но сцена прощания учителя с детьми – невероятно трогательна. То, как мальчики вскарабкались на парты и начали декларировать «О капитан! Мой капитан!», то самое стихотворение, о котором учитель говорил им на первом уроке, отдавая честь своему наставнику, фактически довело до слёз такого сухаря, как я. И как комично при этом смотрелся старый учитель, занявший место Китинга – он беспомощно метался по классу, как подстреленный заяц, кричал, требуя, чтобы дети сели за парты, грозил отчислением, но на него даже не смотрели.

Вот такой подарочек оставляли ученики мне на Новый Год и Рождество )) конечно, не такого масштаба, как мистеру Китингу, но тоже приятно ))
Вот такой подарочек оставляли ученики мне на Новый Год и Рождество )) конечно, не такого масштаба, как мистеру Китингу, но тоже приятно ))

Потому что истинная сила – в Любви. В любви, которой мы делимся с окружающими. И сердце не обмануть.