Найти тему
О чем гудят стропила

Цифровые платформы в строительном бизнесе: будущее наступило

Оглавление
Цифровая платформа для строительного бизнеса - новая ступень в модернизации и цифровизации
Цифровая платформа для строительного бизнеса - новая ступень в модернизации и цифровизации

Продолжаем мастер-класс от Андрея Золотарёва директора по цифровой трансформации (CDTO), партнера группы КТБ. Первая публикация была посвящена успешному опыту цифровизации в строительном бизнесе.

Недавно под непосредственным руководством Андрея Александровича завершена разработка платформенного решения «Адвантекс» для оптимизации бизнес-процессов в компаниях строительной индустрии. Мы решили выяснить, что это такое и в чем профит для строительных компаний.

- Андрей Александрович, расскажите, что послужило триггером к созданию системы «Адвантекс» и что это за платформа?

Андрей Александрович Золотарёв - директор по цифровой трансформации, партнер группы КТБ
Андрей Александрович Золотарёв - директор по цифровой трансформации, партнер группы КТБ

В прошлом интервью я упоминал, что прошел обучение по программе CDTO в Московской школе управления Сколково и в результате по-другому взглянул на работу с данными. С ними можно и нужно работать, это огромный актив, причем большинство людей даже не понимает, насколько высока их ценность. В каждой компании их огромное количество и необходимо только выделить действительно нужные и организовать системный процесс их сбора.

Стандарт цифровой трансформации бизнеса, разработанный в МШУ СКОЛКОВО
Стандарт цифровой трансформации бизнеса, разработанный в МШУ СКОЛКОВО

Сегодня группа КТБ практически уже «цифровая» компания, мы близки к финальному этапу, и уже набрали определенное количество компетенций, знаний и опыта, чтобы трансформировать свою бизнес-модель.

Мы построили рядом со своей классической бизнес-моделью инжиниринговой компании — группы КТБ, совершенно новую IT-бизнес-модель по аналогии с «Яндекс Такси» — цифровую платформу (веб-сайт) инжиниринговых услуг. То есть мы разработали свои производственные и алгоритмы ценообразования, заключили их в единую бизнес-логику, протестировали как на нашей группе компаний, так и на одном из сторонних ресурсов (профессиональном сообществе) и сейчас уже близки к тому, чтобы представить ее на открытом рынке, включая и монетизацию.

Цифровая платформа не просто ускоряет коммуникацию поставщика услуг с клиентом на строительном рынке, но и делает ее более эффективной и персонализированной. Обеспечивая это взаимодействие, платформа собирает и накапливает данные о потребностях и спросе на услуги участников строительного рынка, по их взаимодействию. В дальнейшем, анализируя данные и обогащая с помощью наших алгоритмов, предлагать их рынку как отдельный продукт.

- Получается, что клиенты сами делятся своими данными на платформе, следуя алгоритмам, чтобы получить свою ценность. Вы их обогащаете с помощью алгоритмов и продаете их другим пользователям, а платформа получает свою комиссию за транзакцию?

-4

Да эта схема сама являясь для нас, как для строительной компании, новым бизнесом, позволяет бесконечно его развивать, причем так делаем не мы одни.

Приведу в качестве примера компанию «Озон», которая тоже фактически собирает данные о своих клиентах, кто и что покупает, какой товар лучше продается, в какое время года и так далее.

Они предложили клиентам приобрести подписку на раннее информирование. То есть, если новая коллекция поступила в продажу или дефицитный товар, те, кто подписался узнают об этом первыми. И у них получился в приложение к основному бизнесу новый сервис с монетизацией, приносящий дополнительный доход. И такие идеи возникают буквально на каждом шагу, в том числе и в строительном бизнесе.

Например, вы накопили данные о своих клиентах и проанализировав их, увидели, что сейчас наибольшей популярностью пользуются обследования торговых центров. Из своих же данных вам известно, кто занимается этими обследованиями, и вы можете предложить таким компаниям список заказчиков обследований или присылать такие запросы в первую очередь.

- Но это же наши конкуренты, какой смысл отдавать им наши данные?

У цифровой платформы нет "любимчиков", но создан рейтинг исполнителей
У цифровой платформы нет "любимчиков", но создан рейтинг исполнителей

В том-то и дело, что цифровая платформа — отдельный бизнес и для нее все ее клиенты – участники строительного рынка, по сути, одинаковы. В этом и заключается ценность платформы, ей неважно, какие участники отрасли регистрируются, чем их больше, тем лучше, так как быстрее идет накопление данных.

Группа КТБ наравне с остальными компаниями всего лишь клиент платформы, поскольку у «Адвантекс» не будет «любимчиков», ведь если кто-то из игроков рынка начнет «снимать сливки» с заказов, то остальные быстро об этом узнают и бизнес-идея платформы-агрегатора потеряет свой смысл.

Поэтому, как и все остальные компании группа КТБ получит возможность подключиться к этому сервису, чтобы не тратиться на привлечение новых заказов. Ведь новые заказы всегда есть и на этой платформе их можно купить именно тогда, когда это нужно компании, тем самым снизив расходы на продвижение и рекламу.

Здесь важно понимать, что классическая бизнес-модель предполагает определенный временной лаг при организации продаж и при лидогенерации. Когда поступает лид – запрос на выполнение работ, требуется время пока он «превратится» в договор, и еще не все запросы доходят до этой стадии, что требует от компании содержать отдел продаж и тратить деньги на рекламу.

Сегодня у тебя есть заказы, а завтра — нет, в особенности если ранее не вложился в продвижение. Это стандартная ситуация, а все потому, что позавчера ты не смог привлечь новые лиды.

Безусловно, важную роль в лидогенерации играют правильно настроенные цифровые процессы, но если мы имеем доступ к похожей платформе, то я могу просто прийти и купить заказ. И тогда мне вообще не нужна лидогенерация, мне не нужно тратить время и деньги на продвижение.

То есть ненужным становится ни PR, ни маркетинг, ни реклама?

 Настало время отказа от рекламы, продвижения и маркетинговых уловок?
Настало время отказа от рекламы, продвижения и маркетинговых уловок?

Не совсем так, PR остается востребованным как работа на репутацию компании. Ведь ты можешь купить заказ, но заказчик, зная тебя с плохой стороны, не захочет с тобой работать и получается, что деньги потрачены зря. Также не забывайте, что на любой подобной платформе, хотя бы на том же «Яндекс Такси» есть система рейтингования и каждый участник имеет свой рейтинг.

Например, вы как пассажир имеете свой рейтинг и таксист, если увидит у вас он менее определенного значения, может не захотеть вас никуда везти. Или, наоборот, вы видите плохой рейтинг у таксиста, и вы не хотите с ним ехать.

Поэтому цифровая платформа, где собираются данные и обрабатываются определенным образом и в которой существует система рейтингования, – это фактически саморегулируемая система, то есть люди вынуждены делать работу хорошо, иначе снизится рейтинг, и они не смогут продолжать свою деятельность на этой платформе.

P.S продолжение следует ...