Часть четвертая
Прошло пять лет как Лиза потеряла и мужа, и сына. Она винила мужа, что сел за руль машины в нетрезвом виде. Она винила себя, что села с ребенком в машину к нетрезвому мужу. Но ничего уже не исправить...
Время не лечит. Просто стало чуть легче дышать.
И вот как в фильме "Кавказская пленница" приехала в деревню группа молодых людей, парень и две девушки, так сказать фольклорная экспедиция( помните Шурика). Это были студенты института культуры, последний курс. Вернее, они приехали конкретно к деду, который играл на балалайке, причём виртуозно играл. И самое главное мастерил эти балалайки. За ними, этими балалайками ребята и приехали. Дед не успел к их приезду, и группа задержалась на неделю, дожидаясь обещанного им инструмента. Чтобы никого не напрягать, молодые люди обратились к директору школы с просьбой разрешить ночевать в школе. Лето, каникулы, классы пустые и спортивный зал с матами свободен.
Директор школы, отец Лизы, конечно разрешил. И к себе домой приводил то на обед, то на ужин. Ведь так хотелось самому пообщаться с новыми людьми, да и дочь пусть за разговорами развлечется.
Так познакомилась Лиза с Павлом. Он был немного постарше своих однокурсниц, поступил в институт после армии. Но младше Лизы.
Лиза смотрела на парня и думала: вот не красавец, а как приятно на него смотреть, такие добрые глаза,такое добродушное лицо. И голос такой приятный, нежный. Вот от таких мужчин надо рожать, вот такие мужчины будут хорошими отцами.
И сама удивлялась своим мыслям. Видимо пришла пора материнства, не по молодости и глупости, а лишь созрев и очень захотев, надо становиться матерью. Тогда все будет хорошо, обязательно, непременно.
На второй день знакомства Павел предложил сходить на речку, искупаться. Но девушки отказались, сказав что устали, река ведь не так близко была. Да и хотели девушки поучиться у Лизиной мамы печь пирог с черемухой. Мама у Лизы была хорошая хозяйка, ведь она ещё и уроки домоводства в школе вела. И вязать умела: и на спицах и крючком, и шить умела, а уж печь, все что угодно: и пироги, и пирожки, и печенье, и торты.
Накупавшись досыта, Лиза и Павел нежились под ласковым сибирским солнцем. И вдруг налетело, закружило, лишило разума...
Молодые люди сами опешили от такого порыва, от такой бури эмоций и напора чувст. Пусть не любовь, пусть страсть, пусть инстинкт. Но...
Никогда ни о чём не жалейте, что должно случиться, то обязательно случится...
Все оставшиеся дни молодые люди ходили на реку, девушки недвусмысленно улыбались. Родители Лизы тоже поняли, что это не спроста. Ну и пусть, пусть оттает, пусть отогреется около этого милого молодого человека. А там будь что будет...
А дальше... А дальше ничего не было. Уехали студенты. Павел предложил переписываться( тогда ещё не было сотовых телефонов) Лиза отказалась. Коротко сказала:
- Не надо. Ничего у нас не получится. Ты сюда не приедешь, я отсюда никуда не уеду. Да и не любовь это, а физиология. Я виновата не удержалась, после мужа никого не было. Ты мне ничего не должен.
Да и парень умом понимал, что мало у них общего. Дочь учителей, а книг не читала, поговорить с ней не о чем, такая не интересная в смысле общения. И старше его. И прошлое у неё тяжёлое. Да и не он первый начал, женщина сама можно сказать набросилась, понять можно, пять лет без мужской ласки.
А Лиза лишь об одном молила:" Пусть уезжает. Пусть никогда его не увижу. Но пусть оставит мне подарок. Пусть будет от него ребенок. Только об этом прошу."
Так она просила подарок от Деда мороза в детстве, но она же не просила остаться этого деда у них дома. Пусть идёт к другим, другим подарки дарит.
Услышали небеса просьбу Лизы, послали ей радость материнства. Все девять месяцев женщина жила в счастливом ожидании. Всё будет по-другому, решила она, я не повторю прежних ошибок.
Лиза включала классическую музыку, принесла из библиотеки книги, и читала, читала, наверствовала упущенное. Особенно ей понравился роман "Мастер и Маргарита". Лиза решила, если родиться девочка обязательно назову Маргаритой.
Родилась девочка, родилась Маргарита. Счастливые бабушка и дедушка встречали свою внучку с роддома. Успел поняньчится дедушка да не долго. Как будто освобождал своей внучке место на этой земле, уступал ей свою жизнь. Потому как молил Бога( это он то атеист и коммунист):
" Пусть у дочери всё будет хорошо, пусть родится здоровый ребенок, я то ладно, я пожил, а вот им ,Господи, дай жизни и счастья. "
Двухстороннее воспаление лёгких и нет дедушки, отца и мужа. Трудно было двум женщинам поднимать ребенка. Но ничего справились. Бабушка получала пенсию, но работала. Лиза перешла на другую работу, тяжёлую, но там больше платили. И грибы, и ягоды, и орехи кедровые вход пошли, всё на продажу. Приезжали заготовители на дому скупали, не дорого да ладно. Не ценой так количеством товара копеечку зарабатывали.
Маргарита оказалась очень смышлёным ребёнком. Рано начала читать, до школы научилась писать. Дома с бабушкой на французском разговаривала. В школе науки давались легко, на лету ловила, быстро всё запоминала, на все факультативы ходила. И окончила школу с золотой медалью.
Когда пришла пора поступать в институт, изъявила желание поступать в университет, да не какой нибудь, а московский.
Лиза дочери:
- Риточка, не потянем мы твое обучение в столице. Даже если поступишь на бюджетное, если даже дадут общежитие. А питание столичное дорогое, а одеться не хуже других, а дорога к нам и от нас хоть раз в год. Не потянем мы с бабушкой.
На что бабушка ответила:
- Ты, Лиза, за бабушку не отвечай. Собирайся, Рита, поедешь в Москву, и поступишь, и будешь учиться, и будет у тебя все хорошо. А деньги не проблема.
Оказывается бабушка была единственной дочерью у своих родителей. И после смерти своих родителей долгожителей, продав их имущество: дом, машину, и ценную библиотеку, обратила рубли в доллары. А доллар за эти годы рос, рос и вырос до больших размеров. На эти доллары и отправила учиться бабушка свою внучку.
А ещё бабушка дала внучке удочку, обучив французскому языку. Рита будучи студенткой, занялась переводами, а потом и репетиторством. Так что не бедствовала. И даже небольшие подарки маме с бабушкой посылала.
Например: красивые махровые банные халаты, в которых любимые родные щеголяли в баню и из бани. А ещё обоим сапоги из натуральной кожи, а к ним такие же перчатки на кроличьем пуху. А ещё маме французские духи, а бабушке лекарства. А ещё... да много чего. Деньги не посылала. Потому что, когда она первый раз послала родным немного денег, они к ней опять вернулись с припиской "не смей больше посылать, мы не бедствуем". Конечно, это писала бабушка, характер тот ещё.
Вот такие они её любимые женщины, пусть бедные, но гордые. Да и не бедные, будешь работать в деревне с голоду не помрёшь. Женщины сажали огород, держали кур и гусей. И тайга кормила. Конечно, бабушка старела, и добавлялись болезни, ведь старость не радость. Мама тоже не молодела, порой в непогоду крутило переломанные в молодости кости. Замуж так и не вышла, находились, но она не хотела. Свет в окошке- дочь, её Маргарита.
А на последнем курсе Маргарита вышла замуж за хорошего парня Павлика, то есть Павла. Так же звали ее отца, которого она не знала. И он не знал о её существовании.
А про свадьбу я вам писала в первой части. Если забыли, перечитайте.
Всего вам хорошего, до новых встреч.
Ирина.
Что в переводе означает мир, мирная.