Создателю акции даже пришлось за нее извиняться. В 2009 году сеть ресторанов быстрого питания Burger King создала Facebook*-приложение Whopper Sacrifice, которое позволяло получить купон на один бесплатный гамбургер. Было только одно условие – нужно удалить 10 своих друзей на FB*.
Дружба – круто, но гамбургер – круче
«Сейчас самое время подвергнуть испытанию вашу дружбу в интернете», — говорилось на сайте Burger King.
Приложение не просто удаляло 10 выбранных вами друзей, он оно это делало публично. Каждая жертва» отображалась в ленте с припиской: «Вася пожертвовал Светой ради бесплатного гамбургера».
К сожалению, возможности каждый день менять друзей из онлайна на реальную еду не предоставили. Акция была ограниченна всего одним купоном (да еще и закончилась раньше запланированного срока).
Успех был ошеломительный. Приложение установили почти 60 000 раз буквально за несколько первых дней, пользователи получили около 20 000 купонов на бесплатный гамбургер и более 200 000 друзей Facebook* были удалены.
«Я не знаю, сколько из вас на самом деле было принесено в жертву, но приношу вам соболезнования», — сказал Мэтт Уолш, глава отдела интерактивного дизайна рекламного агентства Crispin Porter & Bogusky
Любители халявы даже начали обедняться в специальных группах на Facebook*, где добавляли и удаляли друг друга, чтоб получить заветный купон.
Соц сеть оказалась против
Через 10 дней Facebook* удаляет приложение, заявив, что оно нарушает правила платформы. Мол, акция аморальна и «бросает вызов самой концепции Facebook*»
На самом деле, не всем пользователям понравилось, что их выкидывают из списка друзей, а на прощание объявляют, что ваша ценность для данного человека оценена в 10% гамбургера. Сеть была вынуждена реагировать на жалобы.
По иронии судьбы, этот запрет привел к еще большему ажиотажу вокруг кампании. Создатель скандальной акции обратил внимание, что был еще один ключевой элемент популярности той рекламы.
В то время усиливалось напряжение и недоверие к новой цифровой культуре — то, как социальные сети меняли представления людей о том, что такое дружба.
«Долгое время дружба в социальном пространстве была некой формой социальной валюты. Вся система новых соц сетей направлена на то, чтоб люди могли максимально быстро аккумулировать всех своих друзей в одном месте, чтоб эта самая сеть могла стремительно развиваться. Что же такое настоящая дружба в мире 2.0?»
(* Facebook принадлежтит компании Meta Platforms Inc., которая признана экстремистской и запрещена на территории России)