Пока мы все грустно смотрели на то, как неотвратимо приближается новый учебный год, ФИПИ не теряло времени даром и решило «обрадовать» нас ещё сильнее, опубликовав потенциальную версию экзамена по английскому уже сейчас. Обычно это происходило осенью, но, кажется, кто-то провёл лето недостаточно продуктивно и решил это исправить.
Если сравнивать с изменениями прошлого года, которые были действительно значительными, то может показаться, что изменения минимальные. Но есть нюанс.
Баллы за задания разного уровня сложности
ЕГЭ по английскому всегда было удобно тем, что в нём отсутствовала конвертация из первичных баллов во вторичные– за ненадобностью, поскольку за каждую из пяти частей сдающий мог набрать максимум по 20 баллов, что в сумме как раз давало заветную сотню. И при первом взгляде на тестовую часть и не понять даже, куда «потеряли» ещё 14 баллов. Да, раздел грамматики и лексики уменьшился на два задания, то есть, видимо, два балла пропало отсюда.
Но разделы аудирования и чтения остались прежними– по 20 вопросов в каждом. Возникает резонный вопрос, как такое возможно?
И ответ нашёлся:
И это, наверное, самое обидное, что могло произойти: если в прежней системе 1 верный ответ равнялся 1 баллу, а один неверный– нулю, то теперь за все семь верных ответов в задании 1, например, ученик получит всего 3 балла(по первичной шкале). Это автоматически увеличивает цену ошибки: всего один неверный ответ отнимет целый балл в заданиях базового уровня (1 и 10), а три неверных ответа «обнулят» всё задание. С точки зрения процента успешности выполнения задания подход вполне справедливый: если 50% и более ответов на задание неверны, оно оценивается в 0 баллов. Если же рассматривать с позиции того, насколько это справедливо в сравнении со старой системой оценивания, то, конечно, сдавшим экзамен в предыдущие годы явно повезло больше– можно было набрать баллов на заданиях попроще, а задание посложнее делать уже по мере сил и знаний(а то и вовсе не делать, если ученик трезво оценивал свой языковой уровень и не претендовал на высокий балл).
За задания повышенного уровня сложности баллы начисляют по прежней системе.
Изменения в устной части
Здесь, в отличие от прошлого года, радикальных изменений не случилось: доработали и конкретизировали план задания 4, уточнили критерии оценивания задания 2. Опять же, сложно сказать, что изменения в пользу учеников: задание 4 утратило часть своей живости и будто частично откатилось к своей предыдущей версии, где нужно было сравнивать две ситуации на фотографиях и выбрать ту, которая больше нравится говорящему. «Разнесли» по разным пунктам плана преимущества и недостатки, фактически убрали запрос на мнение собеседника. Задание и без того было странноватым в плане соотнесения с реальной жизнью– кто в здравом уме запишет другу голосовое сообщение про то, что он отправил ему на почту картинки к проекту, описывая их при этом, да ещё высказываясь относительно представленных на фотографиях, например, профессиях? Страннее этого было только почившее ныне задание 3, где требовалось описать другу фотографию, которую ты и без того ему показываешь. Однако не забываем, что ЕГЭ вообще не шибко ориентирован на живую коммуникацию, и порадуемся хотя бы тому, что теперь не нужно оправдывать свой выбор и доказывать, что эти картинки прям точно отлично подойдут для нашего проекта.
Задание 2 получило довольно жесткую формулировку для выдачи заветного балла за ответ на вопрос, и теперь она включает пассаж про «отсутствие элементарных лексико- грамматических ошибок и/или фонетических ошибок». Снова оговоримся, что задание относится к повышенному уровню сложности и, вероятно, от учеников и правда ожидается достаточное владение языком. Однако это разом усложняет жизнь тем, кто переживает на экзаменах, и отбирает скидку на погрешности, не затрудняющие понимания, которая всё ещё осталась в задании 2. Это тоже огорчает– всё же ответы на вопросы в интервью гораздо более распространённые и спонтанные, чем прямые вопросы, на формулировку которых даётся довольно много времени.
Под ошибками элементарного уровня подразумеваются конструкции из этого списка:
Задания 1 и 2 устной части по содержаниям и критериям оценивания не поменялись.
Письменная часть: pie charts и чуть больше личного мнения
Если в ЕГЭ-2022 мы наблюдали преимущественно эссе на основе таблицы/графика(и график был из самых примитивных и понятных обывателям), то в демоверсии появился и знакомый нам по международным экзаменам pie chart- он же круговая диаграмма. Отнесём это к положительным изменениям, поскольку, как мне кажется, подобный способ представления статистики гораздо нагляднее многих.
В плане задания и критериях теперь чётко запрашивается мнение/комментарий автора относительно сравнений в третьем абзаце– и это неплохо, поскольку в оригинальном формате задания мнение требовалось выразить исключительно в заключении. Новый формат эссе вообще от автора как от личности многого не требует – в сущности, именно «придумать» нужно только потенциальную проблему и её решение, да обтекаемо высказаться по обсуждаемому вопросу в конце. Это и хорошо, потому что, будем честны, не по всякому вопросу нам есть что сказать, что уж там аргументировать свою позицию, и одновременно – плохо, потому что выражать мнение на иностранном языке и уметь его доходчиво сформулировать – навык всё ещё необходимый.
По сложности заданий как таковых нового сказать нечего– потому что все задания в демоверсии старые, и готовящие каждый год к ЕГЭ репетиторы наверняка уже знают их наизусть. С другой стороны, учитывая, какими разными бывают изменения в ЕГЭ в плане качества, пусть уж хотя бы здесь ничего не меняют.
Что думаете об изменениях? Сильно ли огорчает иная «развесовка» баллов, или это выглядит справедливо относительно тех, кто действительно стремится сдать экзамен на высокий балл?
Делитесь мнением в комментариях, задавайте вопросы, и помните, что у нас всё ещё есть призрачная надежда, что не все изменения утвердят :)
#образование #егэ #английский #егэ2023