Найти тему

"Песня семьи" в повести Джона Стейнбека "Жемчужина"

Мой сегодняшний рассказ будет о небольшой повести с глубоким смыслом.

Джон Стейнбек. Жемчужина (фото автора)
Джон Стейнбек. Жемчужина (фото автора)

Это не повесть в привычном смысле этого слова. К сожалению, я не имею даже базового музыкального образования, которое позволило бы мне провести более точную параллель между этим художественным текстом и соответствующей ему музыкальной формой. Но произведение это музыкальное. И это считывается даже людьми вроде меня, не имеющими элементарных знаний о музыке, ее истории, жанрах, формах и т.д.

В центре внимания семья индейцев, живущих в хижине на берегу залива. Происходящие события мы видим глазами молодого, сильного и бесстрашного Кино, а точнее слышим его ушами. Потому что о надвигающейся опасности или замаячившей на горизонте радости герой узнает через настроение песни, которая непрестанно звучит для него и его народа.

Кино вновь закрыл глаза и прислушался к музыке. Может, он один ее слышал, а может, слышал и весь его народ. Некогда люди его народа слыли великими певцами. И все, что они видели, думали, делали и слышали, становилось песней.

Именно такой древней неспешной песней, сложенной из того, что видит, слышит, думает, чувствует главный герой, является эта повесть.

Джон Стейнбек. О мышах и людях. Жемчужина (фото автора)
Джон Стейнбек. О мышах и людях. Жемчужина (фото автора)

Самой близкой, значимой и важной для Кино является, тихая и ясная, песня семьи. Она складывалась из разных привычных, повседневных звуков. Утром ритм ей задавал скрежет камня, которым Хуана молет кукурузу, затем прихлопывает руками тесто, готовя лепешки на завтрак. Накормив завтраком мужа, она берет на руки ребенка и затягивает негромкую древнюю песню, "в которой было всего три ноты и, однако же, бесконечное разнообразие вариаций".

Параллельно с песней семьи существовали и другие песни, радостные и тревожные, привычные и таинственные. Народ Кино зарабатывал на жизнь добычей жемчуга. Поэтому еще одной значимой для жизни индейцев была песня моря, с которой Кино был очень хорошо знаком.

Ритмом ей служил тяжелый стук сердца, пожирающего кислород из наполненных воздухом легких, а мелодией - серо-зеленая вода, снующие по дну морские создания и косяки рыб... И была в этой песне еще одна, внутренняя песня, едва различимая, но сладостная, тайная и неотступная, почти незаметная за основной мелодией, песня найденной жемчужины.

А еще, как и в жизни каждого человека, для Кино иногда начинала звучать песня зла:

музыка врага, любого недуга, готового причинить вред семье, дикая, тайная, опасная мелодия, и под ее раскатами жалобно стенала песня семьи.

Я не буду углубляться в сюжет, рассказывать о том, что за "песня зла" зазвучала в одно обычное утро для Кино и его жены. Потому что в первую очередь меня интересует не сюжет, а отношения в семье и те роли, которые выполняет каждый из супругов.

Произведения Джона Стейнбека. Мои книжные планы😅
Произведения Джона Стейнбека. Мои книжные планы😅

У меня есть какое-то смутное ощущение, что более древние формы семейных отношений являются более естественными и гармоничными. В семье Кино и Хуаны роли распределяются очень строго: Кино - мужчина, а для Хуаны "это значило нечто определенное".

Это значило, что Кино наполовину сумасшедший, наполовину бог; значило, что он готов помериться силой и с горой, и с морем.

А Хуана - женщина. Она мудрее, податливее, но в минуты отчаяния способна на невероятную смелость.

Кино не раз удивлялся, какая железная воля у его хрупкой, терпеливой жены. Она, такая покорная, почтительная и жизнерадостная, во время родов извивалась от боли, не издавая почти ни звука. Хуана переносила голод и усталость едва ли не лучше самого Кино... И вот теперь она сделала нечто неслыханное.
-Доктора, - сказала Хуана. - Позовите доктора.
Удивительное, небывалое дело - послать за доктором. Добиться, чтобы он пришел, значит совершить невозможное. Доктор никогда не посещал плетеные хижины бедняков.

Разлад в этой семье и нарастание комка проблем начнется с того момента, как супруги забудут о своих исконных ролях. Кино не прислушается к интуиции, мудрости и просьбе своей жены. А она решит пойти наперекор мужу, чем вызовет вспышку ярости в нем. Сцена, в которой Кино бьет свою безответную жену, а та смотрит на него, "точно овца на мясника", не способная ни сопротивляться, ни роптать, вызывает оторопь.

Впрочем, то, что произойдет позже, - гораздо страшнее. Но это общее горе вернет все на свои места. Муж услышит мудрость своей жены, а жена вновь поверит, что ее муж - "наполовину сумасшедший, наполовину бог".

📌Не забудьте поставить лайк, если вам была интересна публикация! Это огромная поддержка для маленького канала!💖

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц