Автор: Сара Сай
— Какой совет вы можете дать начинающему писателю?
Каждый писатель слышал или задавал (или хотел спросить, но боялся сказать глупость, поэтому стыдливо опускал голову *кхм-кхм*) этот вопрос каждый раз, когда присутствовал на встрече с настоящим живым известным писателем.
Я слышала самые разные ответы, начиная от «Просто побольше читать!» и «Просто побольше писать!» до «Положите столовую ложку сушёных бутонов розы в кастрюлю с кипящей водой, добавьте веточку мяты и ложку мёда по вкусу.»… ой, подождите, подождите. Это мой любимый рецепт чая, а не авторский совет. Э-э-э… Двигаемся дальше…
Самый вдохновляющий и ПОЛЕЗНЫЙ ответ, который я получила, исходил от одной из моих любимых ныне живущих авторов — от Линн Остин (рекордсменки премии Кристи, автора «Хроник королей» и других отличных исторических фантастических романов).
В этой статье мы рассмотрим:
1. Сам совет;
2. Почему он работает;
3. Как я его применяю;
4. Потенциально изменяющие жизнь последствия этой стратегии.
Во время вопросов и ответов на мероприятии по сбору средств для писателей кто-то из аудитории задал Линн Остин печально известный вопрос. И вот, что он ответила:
«Составьте список из ста ваших любимых книг. Затем поразмыслите над каждым пунктом, ПОЧЕМУ вам нравится именно эта книга».
(Я немного перефразировала, простите мою несовершенную память 😄)
Что-то щёлкнуло внутри, когда я услышала эти слова, я поняла, что только что услышала писательский совет, который может изменить мою жизнь.
Почему он работает?
Однажды я встретила кондитера, которая делала удивительно красивые торты из помадки и глазури.
Я спросила её, как она научилась этому искусству, и она поделилась со мной историей своих первых лет обучения в L'Academie de YouTube:
Когда училась глазировать торт, она просмотрела десятки видеороликов мастеров, но не могла понять, как профессионалы делают свою глазурь такой гладенькой.
Наконец, она замедлила видео до 0,5x и увидела то, чего не замечала раньше: человек на видео делал лёгкие незаметные движения запястьем вперед-назад, нанося глазурь.
Она не замечала их, когда смотрела видео на нормальной скорости.
Тогда кондитер попыталась имитировать подобное движение запястьем, и щёлк! Глазурь стала гладкой и идеальной.
Но подождите! Какое отношение история с тортами имеет к нам?
Когда вы читаете для собственного удовольствия, то можете сразу сказать, хороша книга или нет. Но не всегда можно точно сказать, ПОЧЕМУ она хороша или не очень. По крайней мере, не сразу.
Вы похожи на ценителя искусства, который не знает, как рисовать лица, но может сказать, точно художник нарисовал портрет или нет, даже если не понимаете, что именно «не так» в нарисованном лице.
Или на кинозрителя, который не знает, как играть, но может сказать, достоверно играет актёр в фильме или нет, даже если ему непонятно, что именно делает игру актёра правдоподобной (или не делает).
Другими словами: на подсознательном уровне вы знаете гораздо больше, чем можете сознательно сформулировать.
Пассивный потребитель воспринимает произведение искусства на общем, поверхностном уровне, не обращая внимания на детали, которые делают целое тем, чем оно является.
Но писатель, который не переносит подсознательное в сознание, не анализирует художественную форму и не изучает отдельные произведения, упускает золотую жилу возможностей улучшить навыки.
Любой может оценить красивую картину, но не каждый может её создать, если не понимает, как форма, цвет, композиция и т. д. и т. п., работают вместе, создавая прекрасное произведение.
То же самое и с написанием книг (или статей, или стихов, или чего бы то ни было, что вы пишете).
И именно поэтому не спеша и внимательно изучать работы мастеров — замечательная идея (которую большинство начинающих писателей игнорируют).
Итак, вот что я делала:
Шаг 1: Составила список из 100 любимых книг.
Это сложнее, чем вы думаете, даже для того, кто прочитывает в среднем более сотни книг в год.
Я много читала почти всю свою жизнь и до сих пор пролистываю тысячи изданий. Но выбор тех, которые попадут в Зал славы 100 лучших, по-прежнему остаётся очень серьёзным и трудным.
Так что в итоге я получила 90+ настоящих фаворитов, плюс ещё около 40 почётных упоминаний. (Не сомневаюсь, что этот список будет меняться по мере того, как я буду читать).
Шаг 2: Читала, перечитывала и делала заметки.
Вход определяет выход.
Великие художники должны увидеть и изучить тысячи картин, чтобы понять, на что способны они сами. Великие композиторы должны делать то же самое с музыкальными произведениями. И то же самое должны делать такие писатели, как мы с вами.
Поэтому я поощряю себя читать больше, побуждаю себя рискнуть и попробовать книги, которые не выбрала бы для себя.
Затем некоторое время обдумываю прочитанное, пишу обзоры и отзывы обо многих из этих книг.
В конце концов, писательство — это ещё один способ мышления. И писать о книгах — это мой способ осмыслить их и спросить себя:
Понравилась ли мне книга?
Почему она мне понравилась или не понравилась?
Что я могу узнать из этой книги?
И так далее.
Сделав это, переходим к…
Шаг 3: Написанию!
Я откладываю всё это в сторону и пишу.
Хитрость творчества в том, что нужно знать, когда анализировать и учиться, а когда дать волю и просто творить.
Когда я изучала музыку, мой учитель научил меня разбивать пьесы на эпизоды, изучать музыкальную структуру и оттачивать навыки, чтобы иметь возможность выполнять сложные техники.
Но когда пришло время выступать, мне пришлось отключить мозги и просто позволить музыке течь, как она хочет.
То же самое и с текстами.
Вся предыстория — чтение, размышления, анализ, записи о прочитанном — служит одной цели: сделать вас лучшим инстинктивным писателем.
Это как у регбистов, которые в межсезонье бегают и поднимают тяжести. Бег и тяжёлая атлетика укрепляют их тела, чтобы они были готовы делать всё, что нужно, на поле в игровой день.
Точно так же чтение, анализ, ведение заметок и обдумывание — это подготовка вашего писательского ума, чтобы, когда придёт время писать собственную историю, вы были готовы к работе.
Потенциально изменяющий жизнь секрет этого «писательского совета».
Слишком часто мы потребляем истории, не задумываясь, в то время как они тонко и сильно меняют нас — наши мысли, желания и мировоззрение.
Таким образом, даже если у вас нет цели улучшать писательские навыки, всё же хорошая идея — поразмыслить о произведениях, которые повлияли на вас, осознать почему, и подумать, изменили ли они вас навсегда.
Размышления о том, что вы прочли, почему оно вам понравилось (или нет) и как оно повлияло на вас, может помочь вам лучше понять, как вы живёте и интерпретируете события собственной жизни.
А осознание — это первый шаг к изменению.
Так что, если что-то в вашей жизни идёт не совсем так, как вам хотелось бы, это может стать толчком, который нужен, чтобы оказаться там, где вы должны быть.
Распознать великое искусство гораздо легче, чем создать его.
Один из способов приблизиться у нему — провести с ним время и попытаться «выудить из подсознания в сознание» — спросите себя, почему эта конкретная книга, фильм, песня, что угодно, отзывается в вас?
А что именно в них так работает? Почему это здорово? Почему вы это любите?
И при этом вы можете обнаружить, что вбираете лучшие элементы произведений любимых писателей в собственный писательский набор…
Ваши инстинкты станут острее.
Ум станет яснее.
Тексты приобретут больше вкуса и содержания.
Стиль станет более выразительным.
…или, возможно, произойдёт что-то совершенно неожиданное, когда вы впитаете в себя лучшее из написанного и сделаете это частью себя.
Но вы не узнаете, пока не попробуете.
Откройте электронную таблицу, любимые книги, и начните!
© Sarah Cy, The Best Writing Advice I Ever Got From (My Favorite) LIVING Award-Winning Writer
переводил Тим Яланский для Синего Сайта
#творчество #писательство #искусство #писательские курсы #литература #советы писателям #линн остин