Найти тему
Борис Мединский

В действительности это не я рисую свои картины. Это все Волшебная Обезьянка.

Дорогие читатели, в продолжение детской темы предлагаю ознакомится с творчеством американского художника-сюрреалиста Марка Райдена (Mark Ryden). И предлагаю послушать музыку американской певицы, композитора и просто яркого фрика Эмилии Отэм (Emilie Autumn).

Чем мне нравятся американцы в плане искусства, так это за их энергичную готовность к экспериментам без особой оглядки на авторитеты. Думаю, что это этот плюс проистекает из своеобразной подростковости их культуры. Все минусы их культуры проистекают оттуда же, кстати... Хороший пример того, что наши достоинства суть продолжение наших недостатков.

Даже не буду спорить с тем, что эти художник и музыкант делают не вполне здоровое искусство, в чём я, если честно, не вижу ничего плохого. В их случае это не баг, а фича, тем более, что ребята и не пытаются казаться нормальными. Таким образом они, с одной стороны, абсолютно честны со своим слушателем/зрителем, а с другой - делают себе рекламу. Но чтобы такой пиар ход прокатил, надо быть действительно крейзи - т.е. быть, а не казаться. И недостаточно быть только крейзи - ещё надо быть талантливым и много, годами, работать.

детка
детка

При чём тут дети? Есть такая точка зрения, что многие патологии - это детские черты психики, которые остались неразвитыми. В частности, Фрейд так трактовал многие сексуальные перверсии, в его понимании извращенец - это человек с инфантильной сексуальностью. Если говорить о творческих людях с придурью, то они часто обращаются к детской теме, хотя обычно адресуют своё творчество не для детей. Хотя сам творческий человек порой являет чисто детское поведение: дурашлив, эмоционален и экстравагантен. Ребёнку прощают выход за границы дозволенного и обычно позволяют проявлять свои желания достаточно открыто. Чтобы делать сумасшедшее, авангардное творчество, надо опять таки нарушать правила, границы и устоявшийся канон, надо обратиться к своей детской сути. Эмилия играется в эдакую сумасшедшую Алису в стране мрачных чудес и через это творчески реализуется. Не сомневаюсь, что это для неё так же и самотерапия, ведь она человек реально не совсем здоровый на голову.

детка
детка

В самом феномене творчества есть элемент детского, непосредственного, спонтанного. На эту тему Ницше красиво писал о трёх превращениях духа. Что сначала дух подобен выносливому верблюду, который тянет свою ношу, несёт крест своего долга... Потом дух превращается в гордого и сильного льва, и кидает своё священное "нет" дракону, на каждой чешуйке которого горит слово "должен". И потом дух превращается в спонтанного и игривого ребёнка, задача которого - творить ради собственного удовольствия и самореализации в творчестве. Я бы сказал, что дух в какой то момент может обретать черты всех трёх символов... Или, если вспомнить диалектику, рассмотреть ребёнка как синтез тезиса и антитезиса первых двух, диаметрально противоположных символов верблюда и льва.

детка в мяске
детка в мяске

"Я хочу предварительно отметить, в действительности это не я рисую свои картины. Это все Волшебная Обезьянка. Она приходит ко мне в студию поздно ночью, когда всем овладевает тишина. Непостижимые вещи происходят тогда, когда большинство людей спят. Я помогаю Волшебной Обезьянке, но почти все делает она. Наибольший мой труд – помочь ей появиться. Она чрезвычайно прихотлива. Правое полушарие мозга очень важно; я должен переключить свой ум из логического мышления на креативное, высвободить свободные ощущения. Если я начинаю думать много, то лучше будет пойти подремать или поиграться с сыном. Потому что все должно происходить непринужденно, почти бессознательно. Когда вы поверите – все состоится. Вы почувствуете это. Это как магия. Обезьянка приходит, стучит в двери, мы достаем краски и кисти из ящика, мы идем творить искусство..."
Марк Райден

Так же тема детства/подростковости является ключевой для многих художников, навскидку назову таких, как Юрий Шведов, Арон Вайзенфелд и Николетта Чекколи.

детка
детка

Юрий Шведов:

Шведов
Шведов

Просто размышления.