Найти тему
ТыНеОдна

Романтизация партнерского насилия в популярных мелодрамах

Оглавление

Мы часто пересматриваем любимые фильмы. Поводом могут стать международные праздники, удачный канал по ТВ или просто кинопросмотр вечером с друзьями. Мы не упускаем возможности раз за разом восстанавливать всю сюжетную линию понравившихся нам кинокартин.

Мы проанализировали три популярных мелодрамы:

  • «Сумерки»
  • «50 оттенков серого»
  • «Дневник памяти»

Все эти фильмы рассказывают нам разные истории, но несмотря на это, их объединяет чрезмерная романтизация насилия со стороны партнеров, абьюз и сталкинг.

«Сумерки»

-2

В популярной саге о вампирах «романтичный» интеллектуал, любитель Дебюсси сопроводит вас до абьюза. Если бы за грамотную манипуляцию выдавали бы награды, то Эдвард получил бы приз зрительских симпатий:

Манипуляция

Эдвард привязывает к себе Беллу в манипулятивной игре «ближе-дальше»: игнорирует ее, потом завязывает с ней дружеские отношения, потом снова избегает и снова появляется.

Газлайтинг

Эдвард отрицает свои действия по отношению к Белле: он спас ее от автомобиля, оказавшись рядом с ней очень близко.

Сталкинг

Эдвард преследует Беллу везде, следит за ней по ночам, влезает в ее дом.

Изоляция

После того, как все-таки завязываются их отношения, Эдвард старается изолировать Беллу от близких и друзей, заставляет ее постоянно прибегать к обману, то есть он фактически втягивает ее в отношения, которые должны на постоянной основе быть покрыты ложью.

Вишенкой на этом многоярусном торте экстра-абьюза является то, как он обьясняет свою любовь к ней — «ты мой личный сорт героина», «у меня еще никогда не было такой жажды человеческой крови». Создается впечатление, что наш герой подменяет понятия голод и любовь.

«50 оттенков серого»

-3

Мы снова знакомимся с грамотным манипулятором в лице Кристиана Грэя.

Эмоциональные качели

Кристиан сначала зовет Анастейшу выпить с ним кофе, а потом говорит, что им лучше больше не видеться и ей держаться подальше от него.

Контроль

Не проходит и недели, как главный герой снова появляется и уже начинает командовать и контролировать поведение Анастейши. Он говорит ей, как и сколько она должна есть, пить и спать. Выдвигает ряд условий, заключенных в настоящий письменный контракт, по которому она может принять или отклонить какие-то пункты, но не может добавить никаких условий от себя. Таким образом, отношения уже не могут быть построены на взаимных условиях.

Преследование

Анастейша берет паузу и отказывает Кристиану. Но нашего героя и это уже не устраивает, он не готов принять отказ и без приглашения является к ней домой и настаивает на том, чтобы она поменяла свое решение и на все согласилась. То есть фактически он не готов уважать и принимать ее решение.

Подчинение

Далее режиссёры показывают нам уже развитие отношений, в которых не прекращается игра «я говорю — ты подчиняешься» или «я говорю — ты не подчиняешься — я тебя наказываю». Мы не перестаем наблюдать за тем, как отношения на протяжении всей трилогии не развиваются.

Что бы не делала Анастейша и на какие бы условия не шла, Грэй не прекращает тотально ее контролировать и постоянно выставляет новые условия. После свадьбы он отказывается заводить детей, так как не готов к ним. При этом он не спрашивает, чего хочет сама Анастейша, а когда она все-таки беременеет, он проявляет в отношении к ней агрессию и уходит.

Затем, после каждой ссоры мы видим демонстрацию сожаления, извинений и «красивых» жестов в виде дорогих подарков, путешествий и покупок.

«Дневник памяти»

-4

Роман главных героев начинается с того, что Ной не находит ничего лучше, чем применить жестокую манипуляцию самоубийства, чтобы Элли от страха и чувства вины согласилась пойти с ним на свидание. От отношений, которые начинаются с манипуляции не стоит ожидать ничего хорошего, однако создатели фильма с самых первых минут уже демонстрируют нам перспективы хеппи-энда и показывают героев состарившимися вместе.

Чтобы добиться Элли Ной постоянно ее преследует, не готов принимать ее отказ и для этого сразу признается ей в любви. Такие быстрые признания построены на выстраивании ложного образа от человека, который еще совсем вас не знает, они граничат с манипуляцией и могут вызвать чувство вины за невзаимность ответных чувств.

На протяжении всего фильма мы видим картину отношений, в которых присутствует преследование, постоянные ссоры и скандалы, физическое и эмоциональное насилие со стороны обоих героев, непрекращающиеся эмоциональные качели.

Ной и Элли в этом фильме демонстрируют нам откровенно деструктивные отношения, в которых герои совершенно не работают над возникающими проблемами. Тем самым, нам начинает казаться, что вот она сильная и страстная любовь, которая пройдет через все испытания. Голос за кадром добавляет романтизации, словами «Это был невероятный роман. Они терзали друг друга каждый день, не сходились ни по одному вопросу, но объединяло их главное — они с ума сходили друг по другу». Этими словами сценаристы как будто пытаются убедить нас в нормальности нездоровых отношений, построенных только лишь на страсти.

В жизни мы попадаем в разные ситуации и можем сталкиваться с примерами как здоровых так и зависимых, абьюзивных отношений и при этом не принимать их все без разбора за стандарт или норму для себя или в целом. Критический анализ может и должен присутствовать в потреблении любой информации.

Текст: гендерная исследовательница Кира Разумовская