Общественные объединения «Тухум терек тамурлар» и «Атакумук» в августе 2022 г. посетили населённые пункты Карабудахкентского района Кумыкии.
Как утверждается в статье «Из истории селения Параул», на его землях люди жили с древнейших времён. Учёные обнаружили здесь три археологических объекта в виде поселений и могильники, хутор же под именем Параул появился в кумыкском государстве Шаухальстве Тарковском около полутысячи лет назад. Изначально жилая часть селения располагалась лишь на состоящей из галечника возвышенности и известно даже место, где появились первые дома и мечеть. Сейчас здесь можно попробовать воды из одного из самых больших источников района – Булак-Баша, а вблизи него увидеть несколько сохранившихся домов дооктябрьского периода.
Если говорить о других постройках, то в первую очередь стоит сказать о старой джума-мечети возрастом в более чем двести двадцать лет, являющейся объектом культурного наследия. В 1918 г. здание было частично реконструировано и появился минарет, которого, по словам нашего коллеги Магомаева И., в параульских мечетях до этого не было. Примерно на сто десять лет после мечети (в начале прошлого века) рядом был обустроен ещё один родник, который в настоящее время реконструируется с сохранением первоначального облика.
Там же - на центральной улице сохранилась старая квартальная мечеть. Как и в случае с джума-мечетью, тут есть оригинальная внутренняя кладка стен, а напротив квартальной мечети расположен дом XVIII-XIXвв.
Несколько домов досоветского периода имеются и возле современной джума-мечети, которая в несколько раз больше старой и была построена сравнительно недавно на месте одной из квартальных. Из предметов прошлого можно отметить столб, сделанный из дерева дубравы, росшей на Эльдаме, и камни предыдущего здания, также находящиеся возле мечети. (Уместно будет сказать, что о росте населённого пункта свидетельствует помимо прочего увеличение количества храмов: если более ста лет назад их было шесть, то сейчас почти в пять раз больше.) Среди прочей архитектуры мы выделим бывшее здание сельского совета (улица Шихсаидова, дом 39, центральная часть Тюмен-Аула), до прихода к власти коммунистов принадлежавшее зажиточному селянину. Каменный цокольный этаж был предназначен для скотины, на саманном втором жила семья хозяина; отбаш, деревянный потолок и другие элементы кумыкского дома тут отражают колорит нашей старины. Интересно, что рядом с сельсоветом раньше находилась контора колхоза, возле которой во время гастролей выступал Кумыкский театр с Мурадовой Барият. Неподалёку от вышеуказанных строений до недавних пор сохранялся один из двух здешних домов царского периода, имевших балкон.
В районе улицы имени общественного деятеля и хозяйственного руководителя Магомед-Али Изиева нами были осмотрены мемориальные доски в память о выдающихся параульцах: в честь самого Изиева – (1) на его доме, (2) в начале получившей его имя улицы и (3) у въезда в жилую зону села; в честь Гаджи Бейбулатова – (1) на его доме и (2) на здании получившей имя этого учителя школе; в честь выдающегося спортсмена Магомедшамиля Абдурагимова – (1) на здании спортивной школы и (2) в парке. В зияратах устазов - Ильяса и Магомед-Амина, расположенных на небольших кладбищах, увековечивается память о двух проповедовавших в Кумыкии шейхах. А на большом кладбище можно ознакомиться с разнообразной тюркской эпиграфикой и осмотреть могильные стелы живших здесь шаухалидов. Самые старые из уцелевших после «чистки» 1930-х гг. могильные памятники Параула мы датировали XVI-XVII вв.
Внимания заслуживают и более ранние захоронения. Так, некоторое время назад в ходе разработки карьера сельчанами были вскрыты три погребения поздней бронзы; в настоящее время работы на объекте не ведутся, однако и археологических исследований пока не проводится. На расстоянии нескольких сотен метров, уже на территории соседнего Гели, располагаются ещё два также неизвестных науке кургана, поросших полынью. Все объекты требуют изучения и постановки на учёт в качестве памятников истории и культуры федерального значения, определения границ и отражения их в Едином государственном реестре недвижимости.
В ходе беседы с краеведом Ибадуллой Магомаевым нам удалось получить ценные сведения о Парауле. Во-первых, мы были ознакомлены с местной топонимикой (Кара бет, Айгыр баш, Мискин баш, Пурхавар и другие топонимы). Во-вторых, коллега рассказал нам о общественных банях, работавших в селе в досоветский период, об очар кёрюках (больших общественных печах), о молодёжных дружинах, дежуривших на здешних очарах, а также об интересных фактах советской истории села, в том числе о репрессиях 1930-х гг., коснувшихся кулаков, священнослужителей, знахарей и других категорий граждан. Любопытно было узнать о том, что до того, как к жилой зоне села подвели воду родников, жители брали её из Параул-озени, что первая почтовая станция южнее Буглена располагалась в Парауле, что Манаскент был основан ещё до советской власти уроженцами Параула, что в настоящее время параульцы проживают в Аданаке, Семендере и в большом количестве в столице Республики.
В дополнение к сказанному нужно отметить, что сознание нашего среднестатистического соплеменника часто рисует образ параульцев как людей религиозных и работящих. В то же время здесь проводится большая работа и по сохранению исторической памяти: богатым полевым материалом обладает знаток старины Магомаев Ибадулла, в одной из школ функционирует музей, к услугам местных жителей и гостей имеется музейное кафе «Старый двор».
Выводы по итогам мероприятия:
- прошлое села Параула предполагает написание книги о нём. Мы считаем, такая работа должна быть создана в ближайшие годы;
- почти тридцать лет назад вышел в свет очень важный для археологов труд – «Археологическая карта Дагестана». Мы полагаем, что в ближайшее время подобная книга должна быть издана, при этом потребуют исправления многочисленные опечатки, допущенные при упоминании названий археологических объектов (поскольку работа 1993 года наверняка будет взята за основу). Ниже приводим список параульских наименований, которые отражены с искажениями.
Книжный вариант
Оригинальное наименование
Урочище Турхавар
Урочище Пурхавар
Урочище Паратак(си)-кутан
Урочище Парнак(си)-кутан
Урочище Юрахи-кутан
Урочище Юхари-кутан
Местность Атти-кутан
Местность Аччи-кутан
Благодарим за участие в мероприятии краеведов Магомаева Ибадуллу и Хосарова Хосара.
ДРОО «Тухум терек тамурлар»
Краеведение
Краеведческие походы в 2016 году:
- БУЙНАКСКИЙ РАЙОН – ЗОНА ТЮРКСКОГО ЭТНОТУРИЗМА
Краеведческие походы 2017 году:
- СЛЕД ЦАРИЗМА В ВЕРХНЕМ ИШАРТЫ
- Карабудахкенский район: круги на траве и тюркские поселения
- ДРЕВНОСТИ КАРАБУДАХКЕНТА
- НА РОДИНЕ КАЙЫ
- ГЕЛЬБАХ И ЗИЯРАТ СОЛТАН-МАХМУДА
- Тюркские петроглифы Ташбаша и Къызыл-Яра
Краеведческие походы в 2018 году:
- ТАРГУ И ТАМГА ШАУХАЛОВ
- КАЗАНЫШ: МЕЖДУ СКИФИЕЙ И БИРМОЙ
- ХАРКАС: ГОРОДИЩА И ЗИЯРАТЫ
- Герменчикская крепость, тюркские тамги и Люксембург
- Буглен: по местам открытий
Краеведческие походы в 2019 году:
- БОЙНАК И ИНЧХЕ
- ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В БОЛЬШОМ КАЗАНЫШЕ
- В ЭРПЕЛИНСКОМ КНЯЖЕСТВЕ
- КАЯКЕНТ – БАШЛЫ – ЯНГИКЕНТ
- АЛЯКАЙ-АВУЛ И МОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ
Краеведческие походы в 2020 году:
- АНЖИ-КАЛА: НА УЛИЦАХ ТАРКОВСКИХ
- КУМЫКСКИЙ ГОРОД ХАСАВЮРТ
- ТЮРКСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ЭНДИРЕЕ
- БАБАЮРТ И КАМБУЛАТ
- АНЖИ-КАЛА: В ГУР-ГУР-АУЛЕ
Краеведческие походы в 2021 году:
- У КУМЫКСКОГО МОРЯ
- ТАШ-ГЕЧИВ: СТАРАЯ АРХИТЕКТУРА И ШЕЙХ БАШИР
- УЙТАШ – КРАЙ КАМЕННЫХ РЕПТИЛИЙ
- ДОРГЕЛИ
- ХАСАВЮРТ: НА ТОТУРБИЕВА
Краеведческие походы в 2022 году:
- В ПРЕДГОРЬЯХ МЕХТУЛЫ
- НОГА-ШАХАР И ЭЛЬДАМА
- ПАМЯТНИКИ У БЕКЕНЕЗА
- ПАРАУЛ: КУРГАН, МЕЧЕТИ, ЭПИГРАФИКА