Найти тему
УЧЕБНИК ЖИЗНИ

Сколько нужно жить на свете

В 2018 году из Австралии в Швейцарию прибыл необычный путешественник. Это был 104-летний ученый Дэвид Гудолл. И приехал он с единственной целью: умереть. Дело в том, что в Австралии эвтаназия запрещена, а в Швейцарии – пожалуйста, сколько угодно.

Перед смертью ученый дал пресс-конференцию, где еще раз подтвердил и объяснил свое желание умереть добровольно. Никакими мучительными болезнями Дэвид Гудолл не страдал, разве что у него ослабли слух и зрение. Однако на пресс-конференции он заявил:

"Я не хочу больше продолжать свою жизнь и счастлив, что у меня есть шанс закончить ее".

Журналисты в ответ спросили, какую музыку он хотел бы послушать в свой последний момент. Ученый признался, что не думал об этом, но затем добавил, что, если бы мог выбрать, это был бы финальный фрагмент 9-й симфонии Бетховена "Ода к радости". И даже пропел кусочек.

Земля ему пухом, а я припомнил этот случай вот почему. Вышло большое исследование (опубликовано в июньском номере журнала New England Journal of Medicine), в котором рассказывается о том, как мы с вами изменились за последние сто лет.

Оказывается, мы теперь живем дольше в среднем на целых сорок лет! При этом стали выше ростом, толще, слабее и болезненнее, причем все это с эпитетом: впечатляюще.

Век назад избыточное питание было уделом небольшой верхушки знати. Сегодня же даже в России (а она по этому показателю далеко не впереди) по сравнению с соотечественниками, жившими в начале ХХ века, мы поправились в среднем на 10-15 кг, а калорийность нашего питания выросла почти на 1000 ккал.

На англичан и американцев просто жалко смотреть. Не раз приходилось наблюдать невысоких, но поджарых бабушек и дедушек, за которыми идут рослые и упитанные дети среднего возраста, а следом - с трудом переставляя трущиеся друг об друга Х-образные ноги, волокутся неимоверно жирные внуки, как правило, в очках, с высунутым языком, заинтересованно поглядывая только на продающиеся по пути сладости.

Также статистика утверждает, что от этой прибавки в весе и улучшения питания сильнее мы не стали. Если в начале века среднестатистический 17-летний парень запросто мог тягать мешки весом в 50 кг, то его ровесник сегодня едва поднимет и 35-килограммовый.

И главное: мы гораздо больше болеем. Ну, с инфекциями – понятно. Только посмотрели мы по телевизору, как в далеком и неизвестном Ухане люди падают на улицах от непонятной лихорадки, как через пару недель уже здравствуй, коронавирус, по всему свету.

Но и помимо инфекций. Большой вес – сам по себе уже патология, что бы ни говорили бодипозитивные толстопузы. А с 1980-х годов число людей с избыточным весом растет лавинообразно. Россия тут идет со сдвигом по времени из-за войн и пертурбаций, но вектор тот же.

И огромный букет сопутствующих заболеваний – от диабета до онкологии пышным цветом расцветает на этой благодатной для него почве.

В нашей стране в прошедшее столетия продолжительность жизни четко коррелировала с потреблением спиртного. Во всем мире с развитием медицины продолжительность жизни к концу XX века стремительно росла, а в России в 1970-е остановилась. Потому что водка была самым доступным пищевым продуктом.

Лишь знаменитая горбачевская антиалкогольная реформа, как бы мы ее ни ругали, сдвинула ситуацию с мертвой точки. В итоге в середине 1990-х мы стали жить дольше, хотя, учитывая обстановку в стране, должно было бы быть наоборот. И в период дефолта 1998-го в стране была самая высокая продолжительность жизни мужчин за весь период между 1992 и 2007 годом.

Но потом экономика пошла на подъем, безработица снизилась, люди немного успокоились, на столах опять появилось много спиртного, и к 2003-му у мужчин жизнь сократилась до 58 лет! Абсолютный антирекорд! С тех пор она постепенно увеличивается, и после 2007-го преодолела исторические максимумы, превысив к 2014-му 71 год.

Что получается в итоге? Мы живем все дольше, мучаясь все больше.

Как-то я задал один и тот же вопрос двум разным очень пожилым людям: «Долгая жизнь – благо или наказание?» И получил два разных ответа. Первый: «Кому ж надоест глазами на белый свет смотреть?!» И второй: «Ой! Конечно, наказание! Какое там благо?! Жду смерти, а ее все нет и нет…»

А достигнет ли продолжительность жизни 500 лет? Когда это случится? Что по этому поводу говорит наука и каким тогда станет с общество? Об этом в следующей публикации. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

(подробнее об авторе и его книгах см. https://sptaradin.ru/)

И не забываем лайк!

Читаем также: