Отрасль утонула в кредитах, флот не строится, уловы не растут
Скандальный законопроект о втором пакете «рыбных» инвестиционных квот, предполагающем изъятие львиной доли квот у дальневосточных и северных компаний, отправят в регионы и на парламентские слушания. Жаркие обсуждения в Госдуме привели к выводу: принимать закон в том виде, в котором его представили Росрыболовство и Минсельхоз, нельзя. Вывод, к которому пришли парламентарии, анализируя итоги первого пакета, принятого в 2016 году: отрасль остановилась в развитии. Подробности в материале Vostok.Today.
Ранее мы писали: Отрасли не выжить: губернаторы ДФО против второго пакета «рыбных» инвестквот
Напомним, в Комитете ГД РФ по аграрной политике в конце минувшей недели прошло обсуждение законопроекта о втором пакете «рыбных» инвестквот.
Накал дискуссии был таким, какого стены федерального парламента давно не видели. Как сообщает отраслевое издание Fishnews, высказаться по законопроекту изъявили желание более 40 человек, в числе которых представители отрасли, губернаторы, депутаты.
Выступить смогли не все, но у них еще будет такая возможность – законопроект направят на парламентские слушания.
Что же побудило депутатов так поступить? Наверное, цифры?
Отрасль в ступоре
В ходе дискуссии выяснилось, что первый пакет фактически вогнал рыбопромышленную отрасль в состояние ступора. Итог его разительно отличается от того, что было обещано инициаторами. Отрасль дошла до 5,1 миллионов тонн уловов в год и – встала.
«Мы так и топчемся на этих пяти миллионах. Это – не государственный подход», - вынужден был признать глава Комитета по аграрной политике Владимир Кашин.
С обновлением промыслового флота все еще печальней. Начало «первого пакета» было весьма бодрым. Чиновники обещали бурный поток инвестиций в судостроительную отрасль. Но вскоре забуксовала и она. Напомним: первый пакет был принят в 2016 году. Так вот, за все годы его действия отрасль получила … менее десятка новых судов.
А Росрыболовство и Минсельхоз, инициаторы законопроекта, продолжают настаивать, что после реализации второго пакета промысловые и береговые мощности обновятся на 80%. Аргументов – нет.
От многочисленных критиков законопроекта прозвучали и упреки в том, что сторонники «второго пакета» и его авторы игнорируют альтернативу – модернизацию рыбной отрасли. Это можно сделать, например, за счет повышения ставки сбора за пользование водными биоресурсами, а также за счет введения инвестиционных обязательств для предприятий с историческими крабовыми квотами.
Рыбаки утонули в кредитах
Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев отметил, что в законопроекте о втором пакете инвестквот, а также в пояснительной документации к нему, полностью отсутствует итоговый анализ пакета первого. Таким образом, эффективность предлагаемого закона для государства Российская Федерация ничем не подкреплена и не доказана.
Зверев обратил внимание собравшихся и на аудит «первого пакета», проведенный Счетной палатой России. Они шокируют: цели не только не были достигнуты, но, по большинству ключевых пунктов, с треском провалены.
Например, на 1 января текущего года, вместо обещанных авторами «первого пакета» (и второго тоже) 26 новых современных промысловых судов, со стапелей российских верфей сошли всего шесть.
Еще хуже история с краболовами: вместо обещанного 41 отрасль получила всего три новых судна.
Приглашенный в Госдуму РФ аудитор СП РФ Сергей Мамедов сообщил, что за пять лет реализации «первого пакета» обновлено менее 1% (!!!) российского промыслового флота.
Счетную палату России очень тревожит рост кредиторской задолженности рыбопромышленных компаний. Напомним: 25 августа текущего года, в ходе обсуждения законопроекта в Госдуме, глава Росрыболовства Илья Шестаков с пеной у рта доказывал, что прогнозы тех, кто сулил шквальный рост «кредиторки», не оправдались.
Но вот слово взяла Счетная палата, и истина открылась.
По данным СП РФ, за период первого этапа инвестиционных квот кредиторская задолженность российских рыбопромышленных предприятий выросла в три (!!!) раза: до 112,2 млрд рублей.
Как отметил аудитор Сергей Мамедов, если первый этап программы обходится рыбакам нашей страны в 372,3 млрд рублей, то второй встанет куда дороже – в 450 млрд.
«Это создает предпосылки для роста цен на рыбную продукцию, платить по счетам придется конечному потребителю – народу России», - констатировал эксперт СП РФ.
Не по себе и ФАС, и ФСБ
Федеральные ведомства обратили внимание на то, что, в случае принятия «второго пакета», все рыбные ресурсы сконцентрируются в руках нескольких крупных игроков. А когда все рыбные ресурсы огромной страны находятся в руках двух-трех компаний, это, чревато, знаете ли…
Опасения ведомств разделяет и губернатор Колымы Сергей Носов. Он отметил, что ни в коем случае нельзя принимать закон, не оценив, к чему приведет подобная практика.
Глава Росрыболовства Шестаков тут же бросился в бой, продолжая настаивать на том, что ничего не произойдет страшного.
На что ему возмущенно ответил президент ассоциации добытчиков краба ДФО Александр Дупляков:
«50% изъяли – ничего не произойдет. Вторые 50% изъяли – тоже ничего не произойдет. Если у тебя 100% изъяли, что с тобой произойдет?!».
Представители Сахалина тоже назвали цифры: в случае принятия закона исчезнут 38 предприятий, работу потеряют 2,5 тысячи человек. И это – на Курилах, где вообще нет другой работы, кроме как в рыбной отрасли. Что будут делать люди, живущие на отдаленных островах?
Итогом дискуссии стало решение разослать законопроект по регионам. Затем состояться парламентские слушания. Если в первом чтении законопроект все же одобрят большинство парламентариев, то рассылки в регионы повторят.
Vostok.Today продолжает следить за ситуацией.
Читать статью на сайте Vostok.Today
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы помогаете развитию канала
#экономика #политика #промышленность #флот #рыба #депутаты #власть #законы