Найти тему

Эзотерики и особенности их духовно-религиозного опыта.

Духовно-религиозный опыт любого религиозного направления представляет собой реально - актуальную сторону жизни верующих. Как правило, она включает в себя не только определенные ритуальные действия, но и внутреннюю жизнь людей, выраженную в отношении к себе и миру, воспринимаемым часто, как место присутствия не только человека, но и разных духовных сущностей.

Если воспринять последнее, как данность, в силу их мировоззренческого присутствия в образах ангелов, демонов или иных существ у верующих людей, мы можем увидеть не только влияния связи с ними на человека, но и реализацию определенных стремлений у самого верующего к отношениям с ними. При этом, как правило, здесь речь идет не о традиционных религиозных направлениях, а о тех организационных объединениях, которые носят наименование секты.

Следует сразу отметить, под сектой, в рамках данной статьи, подразумеваются организации или сообщества объединённых единой религиозной идеей людей, не связанных с традиционными религиозными направлениями, такими, например, как православие и ислам, представленный официальным муфтиатом России. Под религиозной идеей понимается любая концепция о существовании мира материального и мира потустороннего. Включающего в себя мир духов, различных энергетических сущностей, души умерших и пр. То есть того, что выходит за рамки обыденного и научного представления о материальном мире и может относится к сфере трансцендентного. Степень влияния различных, назовем их «потусторонних сил», на человека, определяется не их истинным присутствием, а следствием психологического воздействия подобных убеждений на самого человека.

Исходя из вышесказанного, в качестве примера особенностей духовно-религиозного опыта, предлагается рассмотреть практику эзотерических воззрений присутствующих в современном обществе.

Надо отметить: говоря об эзотерике, мы должны упоминать учения различных мистических сообществ, которые по предложенному определению, бесспорно можно отнести к малым формам секты. Учение, четко сформулированное, но при этом не имеющее единства у своих последователей, если сравнивать его с традиционным религиозным пониманием мира. Отличающееся различными толкованиями некоторых моментов, но объединенное между собой общим, духовно-мистическим опытом.

Обратившись к словарю, можно встретить следующее определение самой эзотерики:

1) совокупность понятий, учений, верований, основной смысл которых скрыт от обычных людей (профанов, простецов) и доступен лишь посвященным, прошедшим через определенные обряды и обладающим некоторой степенью познания. Эзотерические тексты – это как тексты, скрываемые от непосвященных, так и тексты, понимание которых невозможно без дополнительных знаний, «ключа», который передается только из уст в уста;

2) с конца 20 в. под эзотерикой понимают, в первую очередь, разнообразные учения, которые возникли в новое и новейшее время на Западе с использованием религиозных представлений Востока, а также на Востоке для западной аудитории. Эзотерические учения используют понятия и терминологию индуизма (со всеми его разновидностями), буддизма (особенно дзэн), египетской религии, оккультизма, а также астрологии и др., составляя своеобразный синтез разнородных по происхождению представлений. В еще более узком смысле эзотерика употребляется как синоним наиболее популярных из этих учений – теософии Е. П. Блаватской, антропософии Р. Штейнера, агни-йоги Е. И. Шапошниковой-Рерих»[1]

При этом нужно отметить, мы говорим, в первую очередь, о мировоззрении, так как оно включает в себя миропонимание и мироощущение. Впоследствии изложенного письменно в виде книг.

В этом плане эзотерика не просто формирует одно за счет другого. Оно позволяет человеку комбинировать, как миропонимание, полученное вследствие обучения в школе или университете (институте, если мы говорим об эзотериках в возрасте), так и мироощущение, основанное на личном опыте переживания связи с потусторонними силами.

(Не ставим вопрос об истинности знания полученного из этого опыта, воспринимаем его как данность для самого эзотерика).

Также следует указать, учитывая системность и структурность человеческого сознания, эзотерики-мистики осознают разность между знаниями, полученными в результате обучения традиционным наукам и тем, что приходит во время мистических опытов. То есть, проводя своего рода демаркацию между наукой и своим личным духовным опытом, эзотерик не просто отметает научное знание, он старается дополнить его своими личными переживаниями, выводя само научное знание на «новый» мистический уровень.

Отсюда, мы можем наблюдать не просто наукообразность мыслей человека, разделяющего эзотерические воззрения, а видим глубокое понимание необходимости использования научной методологии (пусть даже не совсем осознанно) при решении своих, назовем их, «мистических проблем». К которым относится проблема обоснования своих воззрений древностью и историчностью.

(Следует пояснить утверждение «не совсем осознанно». Здесь подразумевается зависимость современного человека от научной системности, привитой во время обучения в школе и вузах. Именно современное образование дает четкую психологическую установку на необходимость человеком не только объяснять те или иные явления, но и встраивать их в логическую мировоззренческую цепочку в своем сознании. То есть, современный думающий человек, не просто воспринимает действительность, он подсознательно трансформирует её согласно тем методам познания, которые были привиты ему в момент получения образования. К ним относятся: формальная логика, простейший компаративный анализ, идеографический метод, метод историцизма и, конечно, эксперимент).

В эзотеризме, например, это воплощается в применении вполне научной терминологии. Скажем таких понятий, как мистика, наука, антагонизм, рациональность, иррациональность и многое другое.

При этом, как правило, зачастую сам термин с его содержанием (обратите внимание, именно с «его содержанием»). Используется в качестве формы, со своим, понятным только эзотерикам, смыслом. Что рождает двойственность в восприятии понятий и создает лишнюю таинственность и непрозрачность мировоззрения мистика для простого человека.

В качестве демонстрации подобного подхода, автор предлагает фрагмент беседы с эзотериком в основу которой был положен принцип обязательного, четкого определения понятий, использованных во время беседы для избежание двусмысленности и недопонимания.

В самом начале беседы, эзотериком было дано определение самой мистики.

«Ми́стика (от греч. μυστικός — «скрытый», «тайный») – вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; также – сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями)».

Исходя из определения, которое было взято за основу статьи, возникает вопрос: «что считается «сверхъестественными силами», таинственный образ связи человека с этими силами, «переживания непосредственного единения, а также «сакральная религиозная практика»? Ответ:

Сверхъестественные силы – «Духи на тонком плане, которые могут воздействовать на физический план».

Таинственный образ связи с человеком – «Всё просто для знающего мистика, а для незнающих и слепых – это тайна. Эти черти выполняют задания Высших Существ, чтобы выполнить кармическое наказание за грех прошлой жизни».

Переживание непосредственного единения с Богом – шел рассказ об уходе ребенка от родителей и о том, как он ощутил себя потерявшимся. Потом указывалось на его возврат к родителям. Эзотерик пишет: «смоделируйте этот случай и через сопереживание поймёте то чувство, которое пережил этот ребёнок после нескольких лет скитаний. При этом он искренне просит у отца и мать прощение, что хотел вольной жизни и о родителях не думал. Так же и человек, возвращается к Богу-Отцу-Матери и плачет навзрыд».

Сакральная религиозная практика – «сакральная религиозная практика» это надо в церковь сходить и на всеночной службе побывать и всё делать, как требуют ритуалы».

Как видим ответы весьма туманны и не конкретны. То есть, как уже было сказано, была взята форма (понятие с определением), и наполнилась своим, не четким (словесно сформулированным) смысловым содержанием.

При этом эзотерик не старается скрыть уход от «чисто» научного восприятия самого термина.

Другой пример, подмена содержания понятия в его первоначальном значении. Подмена, по мнению автора статьи, сделанная не осознанно самим эзотериком.

Термин иррациональность. Иррациональностью некоторые эзотерики называют образно-чувственное мировоззрение, связанное с личными переживаниями встреч с Духами умерших и Высшими существами. Так называемые мистические опыты, а не то, что не подвергается рассудочному осмыслению.

«А Вы знаете, что у человека работают совершенно по-разному две половины мозга? Одна - левая - рационально-логично мыслит, а другая -правая - иррационально-нелогично, в основном образно и интуитивно».

«У Вас нет претензий к Иисусу Христу, что Он говорил непонятными притчами? Это и есть язык мистиков. Всё иррационально и расплывчато, думай как хочешь в силу своего уровня развития».

Как видно из примера, эзотерик утверждает важность иррациональности в духовной практике мистика и человека. Однако, если смотреть дальше, рассуждая, он тут же начинает совершать подмену содержания понятия иррациональности. Эзотерик начинает говорить о мистике, как Духовной науке

«Мистика — это другой уровень науки, назовём её Духовная Наука. То, что кажется обычному человеку чудом, для мистика точно рассчитанный опыт с различными видами энергий».

Как видим, в одном случает идет указание на иррациональность, как расплывчатость. В другом, иррациональность, вдруг, превращается в опыт и Духовную науку. То есть в систематизированное знание.

Данная подмена очень показательна. Так как указывает на чередование одного метода используемого при объяснении мира, другим. При этом, они органично связаны друг с другом.

В первом примере мы видим метод рационального осмысления основанный на формальной логике. Схематично это можно изобразить так: термин – определение – свое содержание определения термина.

Во втором примере четко прослеживается метод чувственного постижения мира. И основан он на эксперименте личного переживания связи с потусторонним.

Можно предположить: подобная не состыковка вызвана необходимостью сглаживания возможных «шероховатостей» и неточностей между применением чувственного восприятия мира и рационального, либо с убежденностью связи мистика с тайными знаниями, которые позволяют преодолеть нелогичность и несогласованность внутри науки и мистическим опытом.

Говоря об эзотерике и эзотеризме, как форме религиозного воззрения, нельзя обойти вопрос практического применения «тайных» знаний и учений. Как правило, оно представлено различными медитативными практиками и психоделическими состояниями. Вызванными гипнозом, либо психологическим воздействием на человека.

В этом плане интересна практика гипнотерапии. Когда человека, после предварительной беседы, с использованием визуально-кинестической техники, вводя в состояние гипнотического сна, погружают в «прошлые жизни».

Согласно мнению гипнотерапевтов: таким образом, они открывают сверхсознательную память.

В ходе сеанса, человек чувственно испытывает «переживания прошлой жизни». Встречается с «родственными душами» и порой руководствуется некими Духовными советчиками, направляющими их «продвижениями в прошлое». [2]

Характерной чертой таких состояний, становится твердое убеждение существования реинкарнации и твердая уверенность в истинности эзотерических учений.

Однако, говоря о подобных практиках, следует отметить и иные подходы к психоделическим состояниям человека. Некоторые эзотерики не очень приветствуют гипноз, считая его чем-то «опасным». Способным ввести испытуемого (клиента, пациента) в страстное состояние. Иной раз называемое: «кладискательством», когда различные мысли человека мешают сосредоточению, отвлекая его и направляя не «в нужную сторону». В такие моменты, он может подвергнуться влиянию извне. [3]

В таких случаях предлагается использование медитативных практик, построенных на самостоятельном проецировании внимания человека на разных образах. При этом предложенная методика, не подразумевает Восточную практику сосредоточения и ухода от реальности. Здесь, речь идет об «европейской» интерпретации медитации. Где уход от реальности представляет собой связь с фантазией, неким мысленным образом, созданным самим человеком.

От этого, симптом «кладоискательства», который так хотят избежать эзотерики, просто трансформируется. И навязчивые мысли «растворяются» в ощущениях. То есть, стараясь уйти от некоторых дум, эзотерик заменяет их чувственными переживаниями, порождающие образы, отражающие определенные чаяния самого человека.

Так, описывая солнце, символизирующее бога-отца, которое человек представляет себе перед началом своего «путешествия» по прошлым жизням, должен восприниматься чувственно, с телесными ощущениями. «Путешественнику» предлагается вступить с ним в связь, совершить солнцу-богу мысленный посыл в виде молитвы и явственного ожидать ответа. Делается это для того, чтобы, получив помощь, продолжить «движение вперед». Можно предположить, он произойдет в любом случае, так как ожидание, основанное на чувственном переживании, обязательно воспроизведет желаемое.

Получив ответ, эзотерик начинает свое «погружение в прошлое».

Как и в первом случае, данная вторая методика введения сознания в психоделическое состояние, имеет тот же результат: убежденность в существовании реинкарнации и твердая уверенность в эзотеризме, как метода познания тайного.

Подводя итог сказанному, все-таки, следует отметить: современная эзотерика и её духовно-религиозный опыт, довольно-таки интересна и ставит очень много вопросов которые нужно изучать.

Эзотеризм – это система мировоззрения, основанного на личном опыте и тех знаний, которые человек получает в социуме.

Если Вам понравилась статья, автор был бы благодарен, если Вы поставите лайк и подпишитесь на канал.

Примечания и использованные источники:

1. Политология. Словарь [Электронный ресурс] // В.Н. Коновалов. – РГУ, 2010. // Режим доступа: https://yandex.ru/search/?text=%D1%8D%D0%B7%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%8D%D1%82%D0%BE&lr=56&clid=2233626

2. Интервью Питера Смита — президент института Майкла Ньютона [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://reincarnationics.com/intervyu-piter-smit-prezident-instituta-majkla-nyutona/

3. «Кармическая история» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.dopotopa.com/forum/viewtopic.php?f=97&t=920

4. Форум «живой эзотерики» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.wedjat.ru/forum/

5. «Тонкий мир» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tonkiimir.ru/

6. «Эзотерический форум» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://forum.esoteric4u.com/

7. «Путники» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://yandex.ru/search/?text=%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC%D1%8B%20%D1%8D%D0%B7%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&lr=56&clid=2233627&p=1

8. Ченнелинг [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://chenneling.org/

9. Гармоничный путь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.harmonyway.ru/balansirovka-emp/balansirovka.php?yclid=6336310313480883313