Так как будут упоминаться названия наркотических веществ (например, кокаин или марихуана), заранее говорю, что я против наркотиков. Да и вообще любых запрещенных веществ. И алкоголь с сигаретами в том числе. Они приносят один лишь вред и проблемы. Да и в целом не одобряю «деятельность» «героя» этой статьи и не испытываю к нему симпатии. Кроме того, местами присуствуют моменты не для слабонервных.
Эльмер Эррера (1951 – 1998 гг.), он же «Пачо» - один из 4-х руководителей Калийского картеля, одного из крупнейших преступных синдикатов в мировой истории, контролировавшего на пике своей деятельности до 90% мирового наркотрафика. Печально известный наркобарон Пабло Эскобар, лидер Медельинского картеля, считал Пачо Эрреру своим главным конкурентом и всеми силами старался его ликвидировать (несмотря на то, что когда-то они были соратниками). Формально Пачо занимал 4 по значимости место среди руководителей Калийского картеля, однако, согласно некоторым сведениям, именно он являлся «мозгом» или «серым кардиналом» этой организации.
Ранняя жизнь
Эльмер Эррера родился 24 августа 1951 года в городе Пальмира, в департаменте Валье-дель-Каука, Колумбия. По некоторым сведениям, что его отцом был Бенджамин Эррера Зелута, он же «Черный папа кокаина», считавшийся пионером в наркоторговле в Валье-дель-Каука. У него было семь братьев, многие из которых в будущем помогали Элмеру в его нелегальном бизнесе.
В школе он увлекался радиоэлектронной техникой, а закончив её, он начал работать мастером по техническому обслуживанию. В 1973 году в возрасте 22 лет он переехал в Нью-Йорк, США. Благодаря своему трудовому опыту и техническим навыкам он получил должность промышленного механика по изготовлению деталей для самолетов ВВС США в NemAC Corporation, где он проработал 5 лет.
Скопив небольшой капитал Пачо (неизвестно, когда и как именно он получил свое прозвище) открыл собственное дело и занялся брокерством ювелирных изделий и драгоценных металлов. Позже он сколотил солидное состояние на импорте и экспорте различных товаров из Колумбии в США. Примерно в это время он занялся торговлей наркотиками, используя грузоперевозку своих товаров как один из способов отмывания денег от нелегальных доходов. В 1975 и 1978 гг. Пачо арестовывали за распространение кокаина.
Калийский картель
Поворотный момент в жизни Пачо случился в 1983 году, когда он прибыл в Кали по приглашению боссов базирующегося там картеля – братьев Гильберто и Мигеля Родригесов Орехуэла, и Хосе «Чепе» Сантакруса Лондоньо, где он вел с ними переговоры по использованию ими его маршрутов из Колумбии в Нью Йорк. Лидеры картеля искали тогда новые безопасные маршруты в обход DEA (или УБН – Управление по борьбе с наркотиками, США).
С помощью своих новых партнеров Пачо разработал несколько сложных и наиболее прибыльных маршрутов транспортировки кокаина через Мексику. Он также способствовал открытию лабораторий по производству кокаина в джунглях Боливии и Перу, заключив сделки революционными партизанскими движениями вроде Колумбийских FARC (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia – Революционные вооруженные силы Колумбии) и M-19 (Movimiento 19 de Abril – Движение 19 апреля) для охраны этих самых лабораторий.
А благодаря своей эффективной программе по отмыванию денег и тому, что он в целом хороший добытчик, братья Родригес и Сантакрус повысили его до «партнера» (практически равного себе руководителя). Так Пачо стал 4 лидером картеля.
Тут стоило бы немного подробно остановиться непосредственно на Калийском картеле. Он был основан в 1975 году братьями Родригес (Гильберто и Мигелем) и Хосе «Чепе» Сантакрусом Лондоньо. «Мозгом» и лидером картеля был Гильберто, которого за аналитический ум и тщательное планирование операций прозвали «El Ajederecista» или шахматист. Братья Родригес и Чепе Сантакрус были происходили из обеспеченных и образованных семей, поэтому лидеров картеля Кали часто называли «Джентльмены из Кали».
Начал этот картель с малого. Объединившись с группировкой «Las Chemas» под руководством Фернандо Тамайо Гарсии «Джентльмены» похищали иностранцев с целью получения выкупа. Одним из самых удачных дел было похищение двух граждан Швейцарии, дипломата Германа Буффа и студента Зака Милиса за которых заплатили 700 000 долларов. Также по некоторым данным Калийцы промышляли ограблениями банков и воровством машин.
Заработав некоторый капитал, братья вложились в контрабанду наркотиков в США, - один из самых прибыльных бизнесов в те времена. Кали начали с торговли марихуаной, но из-за её низкой прибыли они перешли на кокаин как на более выгодный. Чепе Сантакрус налаживал в США сети распространения наркотиков. Братья Родригес строили лаборатории по переработке листьев коки (растения, из которого делают кокаин) в Перу и южной Колумбии. Кали специализировались на массовых по тем временам перевозкам, от 10 до 12 тонн за раз, пряча «товар» по-разному – от пустых ящиков от стройматериалов до морозильников с замороженной рыбой и брокколи.
Война с Медельинским картелем
Калийский картель и лично Пачо наиболее известны своей враждой с печально известным Медельинским картелем и лично Пабло Эскобаром – самым крупным наркоторговцем того времени. «Калийцы» всегда уступали своим конкурентам и были вторым по значимости картелем в Колумбии, но со временем стали достаточно грозной силой, чтобы потягаться с печально известным «Королём кокаина».
Поначалу оба картеля мирно сосуществовали и успешно сотрудничали. Кали часто пользовались маршрутами, предоставленными им Пабло (скорее всего за определенную пошлину), стабилизировали свои цены на кокаин и участвовали в совместных предприятиях вроде основания группировки MAS (Muerte a Secuestradores – Смерть похитителям) для борьбы с партизанскими формированиями, которые до этого часто похищали их родственников. Гильберто Родригес был другом детства Хорхе Луиса Очоа – одного из основателей Медельинского картеля, и они вместе владели Межамериканским банком в Панаме, который использовался для отмывания денег, а участникам картелей предоставлялись кредиты без выплат. Гильберто Родригес позже признавал в интервью, что финансовые операции банка проводились в соответствии с Панамскими законами. Но позже под дипломатическим давлением США диктатор Панамы Мануэль Норьега запретил использовать банк для отмывания денег, полученных путем наркотрафика. В 1984 году Гильберто Родригес и Хорхе Очоа были арестованы в Испании по обвинению в наркотрафике, но через несколько лет они были депортированы в Колумбию.
Но со временем отношения между картелями стали напряженными и не последнюю роль в этом сыграл Пачо, предоставив своим партнерам новые и безопасные маршруты, позволяющие перевозить свои товары в обход как DEA, так и Эскобара. Но и Медельинский картель тоже внес свою лепту. На рассвете своей деятельности два картеля заключили соглашение, по которому Эскобар будет контролировать кокаиновый рынок Майями, а Кали заберут себе Нью-Йорк (по другой версии Пабло «владел» Лос Анджелесом, а Майями он делил с Калийцами). И долгое время никто оговоренных границ не нарушал. Но в 1987 году ещё один из основателей Медельинского картеля, Хосе Гонсало Родригес Гача (по жестокости превосходящий даже Эскобара) начал пытаться проникнуть на кокаиновый рынок Нью-Йорка, уже занятый Кали.
В книге Уильяма Рэмпела «За столом дьявола. Нераскрытая история информатора, покончившего с Калийским картелем», посвященной биографии бывшего начальника службы безопасности Калийского картеля Хорхе Сальседо, ставшего информатором DEA, указывается другая причина начала войны между картелями.
По ней всё началось в Нью-Йорке в 1987 году. Пара наркоторговцев поссорились из-за девушки и в результате один из них убил другого. Друзья убитого были партнерами Пабло Эскобара и они попросили его помочь им отомстить. Пабло согласился. Убийца, испугавшись за свою жизнь, обратился за помощью к Пачо Эррере (они до этого вместе сидели в американской тюрьме) и тот отказался выдать его Эскобару. Пабло, считавший себя «королем» всех колумбийских наркоторговцев, воспринял этот отказ как прямой вызов своему авторитету. Он пригрозил Пачо расправой если он не выполнит его условия и не отдаст убийцу. Тогда в дело вмешались остальные лидеры Калийского картеля, попросив своих друзей в Медельинском лагере (судя по всему, того же Хорхе Очоа или его братьев) убедить Эскобара отступить. Гильберто Родригес даже связался с Эскобаром по телефону, сказав ему, что одна смерть в Нью-Йорке не должна послужить причиной кровопролитной войны в Колумбии. Но никто так и не отступил, а Эскобар даже заявил, что убьет их всех, объявив тем самым войну Кали.
Так и началась кровопролитная и тяжелая война между картелями, которая закончилась только с распадом Медельинского картеля, который фактически вел войну на два фронта (Эскобар ещё в 1984 году начал войну с правительством убив Министра юстиции Родриго Лара Бонилью позднее ввергнув Колумбию в кровавый хаос). И Пачо Эррера сыграл в этой войне далеко не последнюю роль.
25 сентября 1990 года Пачо присутствовал на футбольном матче на окраине города Канделария в Валье-дель-Каука. К слову, Пачо Эррера обожал футбол и был ярым болельщиком, и временами даже сам выходил на поле и принимал участие в играх. Эта страсть была свойственна всем лидерам картеля. Братья Родригес даже владели собственной футбольной командой America de Cali. Но в тот день эта увлеченность футболом чуть не стоила Пачо жизни. 20 человек переодетых в полицейскую и армейскую форму открыли огонь из автоматических винтовок AR-15 (к слову, один из любимых видов оружия Пабло Эскобара) по трибунам, где сидел Пачо Эррера. Погибло 18 человек, но среди них не было Пачо, который благополучно сбежал. В ходе собственного расследования служба безопасности картеля (по словам того же Хорхе Сальседо) выяснила, что атаку санкционировал сам Пабло Эскобар. Он обвинял Эрреру в организации взрыва у мотеля Монако, где Эскобар в тот момент отдыхал с семьей (Кали действительно были причастны к тому взрыву, нанеся тем самым первый удар в этой войне) в январе 1988 года. В результате того взрыва 4-х летняя дочь Пабло навсегда осталась частично глухой.
Тут следует сделать отступление и вкратце рассказать о событиях, предшествующих покушению на Пачо. Калийский картель действительно неоднократно пытался устранить Эскобара. В январе 1989 года (через год после взрыва у Монако) они наняли бывшего армейского офицера и скромного бизнесмена Хорхе Сальседо (того самого будущего информатора, о котором Уильям Рэмпел и написал свою книгу) в качестве одного из руководителей службы безопасности. Но через него они также связались с группой британских наемников (Их командиры раньше сотрудничали с Хорхе по подготовке так и не состоявшейся операции против партизан FARC), чтобы организовать рейд на личный комплекс Пабло Hacienda Nápoles. Пачо снабдил этих наёмников вооружением. Но в результате технического инцидента (а именно крушения одного из вертолетов) атака провалилась даже не начавшись. Ещё одну крупномасштабную попытку устранить Эскобара картель Кали предпринял уже после покушения на Пачо в 1992 году, когда Пабло сдался властям и сел в построенную им же тюрьму Ла Катедраль (к слову, тюрьмой она была лишь на словах. Там были Джакузи, футбольное поле и спортивные площадки. Пабло спокойно руководил своим бизнесом из тюрьмы и мог спокойно покидать её, когда захочет и к нему в любое время могли приезжать посетители). «Джентльмены из Кали» небезосновательно полагали, что Эскобар стал для них куда опаснее, чем раньше, ведь он был под фактической охраной правительства и к нему никак нельзя было подобраться. И Пачо придумал устроить бомбардировку Ла Катедраль с воздуха. Проведение плана вновь доверили Хорхе Сальседо (который, кстати, считал эту затею ужасной и в итоге оказался прав). Через свои связи в Сальвадорской армии он заполучил четыре 227-киллограммовые бомбы и штурмовик Cessna A-37 Dragonfly, который должен был нести эти бомбы. Но до того, как передача бомб была завершена о ней узнала местная полиция, которая окружила склад, где хранились бомбы и арестовала военных, помогавшим Кали. В ходе допросов они не только указали на Кали как на организаторов, но и на Сальседо как на посредника (о сотрудничестве Сальседо и Кали до этого практически никто не знал). Но надолго Пабло в Ла Катедрале не задержался. Он жестоко убил двух своих помощников, которых подозревал в краже, и правительство, узнав об этом распорядилось отправить его в другую тюрьму. Но Пабло сбежал и вернулся в Медельин, где продолжил свою войну.
После непосредственного покушения на свою жизнь Пачо не принимал особого участия в войне против Эскобара и оставил руководство военными действиями непосредственно братьям Родригес. Однако Пабло не забывал Пачо. 27 июля 1991 года на Эрреру было совершенно ещё одно покушение на его летнем курорте. Оно было также организовано Эскобаром. Погибло 17 человек и ранено ещё 13. Но сам Пачо снова не пострадал.
Бывший приближенный сикарио (киллер) Пабло Эскобара – Джон Хайро Веласкес поведал о ещё одном случае, отдельно подчеркивающим жгучую ненависть Пабло Эскобара к Пачо Эррере. По его словам, Пабло настолько желал его смерти, что однажды приказал убить собственного подчиненного Уго Эрнана Валенсию у которого был конфликт с Гильберто Родригесом. А взамен Пабло попросил его убить или выдать ему Пачо Эрреру. Естественно, Гильберто отказал, так как Пачо был уже тогда слишком важным для его организации.
Спустя некоторое время второго покушения на свою жизнь и не состоявшейся бомбардировки Ла Катедраля Пачо Эррера стал одним из главных спонсоров организации «Лос Пепес» («Люди, пострадавшие от Пабло Эскобара», хотя среди их главарей были члены парамилитаритских движений), группы народных мстителей, занимавшихся самосудом над людьми Эскобара и убившая за короткий период своей деятельности около 300 членов Медельинского картеля. Отчасти благодаря их усилиям преступная группировка Эскобара была практически полностью уничтожена, а сам Эскобар был убит в перестрелке с полицией в декабре 1993 года.
Высший взлет и падение
После смерти Эскобара место «Короля кокаина» заняли Джентльмены из Кали превратив свою организацию в одну из крупнейших транснациональных корпораций мира, которая начала контролировать до 90% экспорта кокаина в мире. Пачо Эррера же стал одним из самых богатых и влиятельных наркобаронов мира, хотя сам мир о существовании Пачо даже толком и не знал.
Но триумф «Джентльменов» продолжался недолго. Исчезновение Медельинского картеля и рост картеля Кали привёл к тому, что DEA теперь обратило свой взор именно на них.
Но правоохранительные структуры США начали наносить удары по Кали задолго до падения Эскобара, даже несмотря на то, что последний занимал практически всё их внимание. Ещё в ноябре 1991 года УБН провело операцию Kingpin, нацеленную на две базы Пачо в Нью-Йорке. Был выписан ордер на прослушку около 100 мобильных телефонов, принадлежащих наркоторговцам, работающим на Кали. В конце операции они почти все были арестованы, были изъяты активы и наличные на общую сумму в 20 миллионов долларов вместе 2,5 тоннами кокаина. Также из персональных компьютеров были изъяты данные о транзакциях и персонале, что помогло DEA лучше понять структуру картеля.
В июне 1995 года в собственной квартире был арестован Гильберто Родригес. Позже, 4 июля того же года в ресторане близ Боготы был опознан и задержан Чепе Сантакрус. В августе был арестован Мигель Родригес. В январе 1996 года Чепе бежал из тюрьмы и пытался восстановить криминальный бизнес, но был вскоре убит (Существуют разные версии того, кто это сделал. По одной из них, Чепе пытался договориться с парамилитаритскими движениями, но те уже договорились с конкурентами Кали об устранении самого Чепе. По другой, он погиб в перестрелке с полицией. Ещё одна версия утверждает, что его просто устранили конкуренты). Братья Родригес же были экстрадированы в США в 2006 году, где их приговорили к 30 годам лишения свободы, а 31 мая 2022 года на 83 году жизни скончался Гильберто. Мигель ещё жив и находится под заключением. Судьба же Пачо Эрреры была не менее трагична.
Заключение и смерть
1 сентября 1996 Пачо Эррера сдался Поисковой группе (Специальному отряду Колумбийской национальной полиции). Он был последним из «четверки» лидеров картеля кого арестовали. Пачо приговорили к 6 годам и 8 месяцам тюрьмы по обвинению в наркоторговле. В 1998 году срок увеличили до 14 лет.
Находясь в заключении Пачо смог полностью посвятить себя своему любимому хобби – футболу. Он организовывал и спонсировал футбольные матчи. Также он читал книги по деловому управлению и параллельно продолжал вести дела картеля из-за решетки. Несмотря на то, что его посадили в крыло строгого режима, Эррера мог спокойно посещать другие районы тюрьмы, где у него проходили встречи со своими адвокатами.
6 ноября 1998 на футбольную площадку, где Пачо играл, пришёл заключенный по имени Рафаэль Урибе Серна. По свидетельствам очевидцев Урибе был пьян, но Пачо остановил игру и поприветствовал его. Когда Пачо отвернулся, Урибе вытащил пистолет и выстрелил в него 7 раз. Другие заключенные схватили стрелка и чуть не убили его, но вовремя подоспела охрана и оттащила его, а Пачо отправили в больницу, где он умер.
Какой был мотив у Урибе убивать Пачо Эрреру? Определенного ответа на этот вопрос нет, но большая часть версий основана на личных обидах Рафаэля по отношению к Пачо. Сам же Урибе 10 лет был личным советником Пачо и поэтому был частым его посетителем. По словам самого Рафаэля он решил убить своего босса, потому что Эррера угрожал убить его семью, из-за того, Урибе не смог ликвидировать Колумбийского бизнесмена Виктора Карранзу.
Однако эта версия подвергается сомнению со стороны структур, проводивших расследование этого убийства. Они полагают, что Урибе лгал, прикрывая истинных заказчиков. Наиболее вероятным является то, что Урибе получил приказ от Уилбера Варелы являющегося главой безопасности Орландо Хенао – лидера картеля Северной долины (также известен как картель Норте-дель-Валье или просто «Норт Вэлли»). Картель Северной долины также, как и Калийский картель действовал в районе Валь-дель-Каука и долгое время он был частью структуры Кали и их партнером. Но когда Гильберто Родригес и остальные лидеры Кали были арестованы, картель Северной долины увидел в этом возможность занять их место как новых «Кокаиновых королей». С Пачо Эррерой у Норт Вэлли были особенно напряженные отношения. Ещё до своего ареста Пачо пытался убить Уилбера Варелу, а когда первый был арестован, Орландо Хенао обвинил Пачо в том, что тот сдал его DEA. Хенао был убит в ноябре 1998 года, ненадолго пережив Пачо. Его место занял Варела. А в октябре 2009 года был убит Урибе.
Нарко
В 2015 году был выпущен нашумевший телесериал «Нарко» (Narcos). Сюжет первого сезона был основан на взлете Пабло Эскобара и Медельинского картеля. Это не первая киноинтерпретация Пачо Эрреры, но она самая известная и благодаря ей Пачо (которого сыграл Аргентинский актер Альберто Амманн) стал популярным и полюбился многим. Альберто Амманн также сыграл Пачо в продолжении оригинального сериала «Нарко: Мексика» (Narcos: Mexico; 2018 – 2021).