Лена долго искала съемное жилье в холодном и дождливом Петербурге. Доходы у женщины были небольшие и снять получилось только комнату. Хозяйка попалась на редкость дружелюбной и хорошей женщиной. В душу с вопросами сильно не лезла и комнату предоставила неплохую. В комнате стоял небольшой шкаф, двуспальный диван и небольшой письменный столик. Как поняла Лена, хозяйка работала в больнице и часто брала подмены, так что встречаться на «общих территориях» они будут редко. Лена приоткрыла шторы комнаты. С окна виднелась река Мойка. Река почему-то очень понравилась Лене. Она манила её. Вечерняя прогулка по набережные реки Мойки была теперь у Лены правилом.
Последнее время Лене казалось, что жизнь, которая и так не сильно баловала женщину летит просто под откос. Брак с Михаилом, и так трещавший по швам, закончился неожиданной его смертью. Оторвавшийся тромб скоропостижно закончил жизнь супруга, а Лена осталась вдовой с кучей интересных и неприятных новостей...
Лена и Михаил встречались недолго и сразу же после свадьбы решили, что будут сами строить свое семейное гнездо. Родители обеих сторон одобрили дальнейшие планы молодой семьи, но в постройке собственного дома помогали только родители Лены. Родители Михаила оставили сына с проблемами наедине.
Лена часто отказывала себе во всем лишь бы поскорее доделать жилье. Хорошая косметика редко появлялась в ее косметичке, а красивой одеждой Лена могла лишь по долгу любоваться. Хотелось и новое платье, и красивое пальто. Лена в очередной раз, вздохнув под витриной модного бутика, молча шла домой с работы.
Ну, вот еще немного и заживем.
Правда, как только заканчивался строительные работы в одном месте, они появлялись в другом. К дому нужен добротный гараж, потом хорошие хозяйственные постройки. Через пролетевшее, как мгновение время, за делами и заботами выросла дочь. Умница и красавица Виктория порадовала родителей и поступила на бюджетную основу в ВУЗ на фармацевтическое отделение в Санкт-Петербурге. Елена до конца не верила, что дочка прошла по полученным баллам в учебное заведение в таком большом городе.
Петербург, который поначалу показался шумным и суетным, после тихого и провинциального городка в котором жила Елена, запал в душу. Хоть проблем был целый ворох, только здесь Елена почувствовала себя целеустремлённой и сильной женщиной. Как когда-то в молодости, до злополучного замужества. Чувство внутреннего спокойствия плотно легли в душу Елены. И даже шествующие неудачи одна за другой в вопросе поиска работы не смогли его поколебать. За долгое время Лена верила в себя и в свои силы. Она вспомнила любимую ироничную фразу мужа на ее любые предложения по любому из вопросов: «Ты что поверила в себя?»
Кажется, поверила…
Дома все чаще назревали скандалы. Михаил больше года работал на второй работе, но достатка в семье не прибавилось. Учебу дочери в университете надо было оплачивать. Вика понимала финансовое положение семьи, и много не просила, но деньги, как обычно, не водились в семье. За все неудачи виновный был один. И упреки, так и сыпались, как из рога изобилия, на голову женщины. Лена молчала. Упрекнуть в семье можно было только Лену.
Не достаточно вкусно, не достаточно чисто. Лена натерла полы до блеска, но состояние дома на предмет чистоты всё равно не устраивали Михаила. В последнее время это стало каким-то бзиком. Придирки, постоянные придирки изнуряли физически и морально. Вечера и выходные стали в последнее время самыми нелюбимыми днями. Лена старалась задерживаться на работе. Домой возвращаться хотелось, но видеть Михаила не очень. За простыми упреками пошли оскорбления. И каждое новое прозвище было унизительнее и отвратительнее предыдущего.
Лена пристально всматривалась в синюю гладь реки Мойки. Ветер обвевал лицо, и даже несмотря на холод, здесь и сейчас, нравилось Лене больше, чем в таком тёплом и таком холодном доме. Душу женщины сдавило от тяжелых и грустных воспоминаний о своей жизни. Самые лучшие годы прошли, а счастливые дни могла посчитать по пальцам. Слеза скатилась с щеки и упала в реку. Ветер перемен был холоден, но приятен.
С работой в Питере у Лены не получалось. Она отправила не одно резюме. Прошла не одно собеседование, но пока никто не решился взять Лену на работу.
- Елена Владимировна, мы вам перезвоним, - в очередной раз услышала женщина.
- Хорошо. Я буду ждать.
Лена вежливо попрощалась и быстро вышла из очередного офиса. Никто не перезвонит, Лена знала это точно. Женщина вздохнула. В списке еще два возможных варианта устройства на работу. И в одном и втором Лену сухо поблагодарили и пообещали рассмотреть кандидатуру.
На похоронах Лена не проронила ни слезинки. Все окружающие внимательно следили за поведением вдовы, ожидая, что она вот-вот расплачется, но Лена одела черные очки на глаза и молча стояла у гроба. Внутри Лена чувствовала только пустоту. Свекровь кидала злые взгляды не только на невестку, но и на приехавшую из далекого Питера внучку. Вика, не понимающая и удивленная поведением бабушки и деда, стояла возле матери, держа её за руку, и молчала. Близкие умершего старались держаться по разные стороны друг от друга как на кладбище, так и на поминках. Ничего общего между ними не было, ни при жизни, ни после смерти Михаила.
Лена расплатилась за поминальный обед в кафе, и надев черный плащ поверх траурного платья, не прощаясь со свекрами, молча удалилась с дочерью и родителями из зала.
Звонок от первого кредитора на телефон покойного мужа Лена получила на следующий день после его похорон.
- Добрый день, я могу услышать Михаила Константиновича, - спросили незнакомец.
- Добрый, а кто его спрашивает? - настороженно спросила Лена.
- Это представитель «Тинькоф-банка». Михаил Константинович просрочил срок платежа по кредиту. Мы бы хотели переговорить с ним.
- Просрочил что? Платеж по кредиту? Он не брал никакого кредита.
- Год назад Михаил Константинович взял в нашем банке кредит, и все это время своевременно платил. Но за последний месяц платеж по кредиту не был внесен, - монотонно продолжал представитель банка.
- Михаил Константинович скончался три дня назад.
- Вот как, приносим вам наши соболезнования. Но договор подписан. И сегодняшний день остаток по кредиту составляет 102 тысячи рублей.
Через неделю список кредиторов пополнился еще на одного, а к концу месяца сумма набранных кредитов с разных банков выросла до полумиллиона рублей.
Отчаянье плотно забралось в душу женщины.
Полмиллиона. На что можно было потратить столько денег?
Лена в исступлении била руками о кирпичные стены дома и подняв глаза в небо всё спрашивала: «За что?» В таком состоянии Лену нашли давние друзья. С лицом мокрым от слез и разбитыми руками…
Андрей и Ксения семейная пара, с которыми Лена всегда дружила и общалась, но не сильно симпатизировавшие мужу Елены. Лена пришла к мнению, что всё, что нравилось Елене автоматически не нравилось Михаилу.
- Лена, что случилось? - спросила давняя подруга, наматывая бинты на руки.
- Не знаю. Не знаю, как жить. Что делать. Вон, - Лена кивнула в сторону стопки писем, - приветы от покойного мужа.
-Руки еще пригодятся тебе, - Ксения старательно укладывала в аптечку остатки бинтов, -завтра приедем я еще раз обработаю.
-Зато тут болеть чуть меньше стало.
Лена положила забинтованную руку на сердце.
Андрей молча взял в руки письма, адресованные Михаилу от банков и кредитных организаций.
- У меня такое ощущение что он взял кредиты во всех банках, которые нашел в нашем городе, - сказал Андрей после прочтения корреспонденции, - на что только. Вы что-то купили?
- Вот и у меня Андрюша такой вопрос. Задать только некому. Что теперь делать…
Родители прислали небольшую сумму в помощь Лене, но женщина всё отдала Вике. Одной стипендии для жизни в Петербурге недостаточно.
Перед тем как возвращаться домой, Лена зашла в супермаркет. И долго рассматривая прилавки, купила продукты на ужин. Немного подумав, к скромному набору Лена добавила пирожные. Надо было задобрить Анастасию Андреевну. Срок кредита, как и оплаты за очередной месяц за съемную комнату, подходил к концу недели. Лене не хотелось через неделю оказаться на улице города на берегах Невы.
Уже стоя у кассы на глаза бросилось объявление: Приглашаем на работу продавцом-кассиром.
- Вам требуется продавец? - спросила Лена у кассира, расплачиваясь за покупки.
- Да. У нас большая нехватка кадров. Вы ищите? Приходите, - бойко ответила кассир, - собеседование проходит в первой половине дня.
Часть кредитов у Лены получилось списать, оформленными Михаилом при приобретении кредитов страховок, которые шли параллельно с ними «бонусом». Часть Лена закрыла, продав ценные вещи и практически всю мебель в доме. Оставшуюся сумму Лена каждый месяц выплачивала, гадая с какой целью Михаил её брал, и на что потом потратил.
Вишенкой на торте стала сокращение Лены на работе. Завод, на котором Лена работала технологом, медленно и верно умирал. И, как и следовало ожидать, постепенно сокращал штат своих сотрудников. Лена попала в очередное сокращение.
- Как же все не вовремя, - прошептала горько Лена, выходя из отдела кадров с трудовой книжкой.
Вечером, как всегда, в гости приехала приехали Андрей и Ксения. Супруги часто приезжали проведать Лену и очередной новостью, конечно, были удивлены. Лена была на хорошем счету на заводе. Ксения пыталась разговорить Лену. Ей не нравилась ее удивительное спокойствие и молчание.
- Может поехать в Петербург, попробовать там поискать работу. В нашем маленьком городке вряд ли получится что-то найти, -вдруг произнесла Лена.
- Питер большой город, не боишься? -тихо спросила Ксюша.
- Устала уже бояться. Выбросило меня на обочину жизни, попытаюсь построить всё заново.
- Да, кстати, - выходя из дома напоследок сказал Андрей, - твой муж погорел на ставках.
- Откуда ты знаешь? - спросила Лена.
- Рассказали хорошие люди. Он стал делать ставки на спорт и соответственно проигрывать, и уже потом всё пошло по кругу. Скорее всего брал новый кредит закрывал предыдущий и опять на ставки тратился. Выросли все его «старания» в хорошую сумму.
Лена не стала надолго оставлять задуманное и собрав вещи, купила билет в один конец.
Всю дорогу Лена молча рассматривала из окна своего вагона быстроменяющийся пейзаж и вспоминала свою жизнь и восторженные комментарии дочери по её проживанию в Петербурге. Родителям Лена решила пока не говорить о переезде в другой город. Как сложится жизнь в другом месте неизвестно, вернуться всегда смогу, -подумала Лена, - а получится устроится, тогда и сообщу.
Поезд прибыл в Петербург рано утром. Выйдя на перрон, Лена вдохнула прохладный воздух Питера и медленно, но верно зашагала в сторону выхода в город.
Первая зарплата ушла на погашение долгов. И скромная жареная картошечка еще долгое время была основной пищей женщины. От подработки Лена никогда не отказывалась, нужно было платить кредит, содержать дочь и дом. Работа была, конечно, тяжелой все время на ногах. Но были и приятные бонусы. Не пропавший, но уже просроченный товар Лена забирала всегда. Далеко ездить на работу не надо - магазин находился рядом со снимаемым жильем и через год у Лены получилось собрать нужную сумму, чтобы закрыть кредиты. Родители поначалу ругали Лену за столь быстрое и опрометчивое решение, но со временем решили, что Лена должна попробовать изменить судьбу и смирились с ее решением.
И судьба действительно стала потихоньку улыбаться Лене счастливой улыбкой.
Продать дом было тяжёлым для Лены решением, но отдавать существенную часть зарплаты на жилье было тоже не разумно. Да и возрастным родителям было тяжело присматривать за домом.
Переезд с одной съемной квартиры на другую стал напоминать название известного романа - хождение по мукам.
Цену поставили ниже рыночной и дом продали быстро. И в следующем месяце Лена стала обладательницей большой студии в строй варианте на 9 этаже. Вид с квартиры был просто прекрасен. Лена заехала с радостными мыслями о предстоящих хлопотах по благоустройству. Планов было много: кухня будет в оливковых тонах, холл в светло бежевых, отдельной зоной Лена решила сделать спальное место. Женщина обняла дочку. Пусть пока стены были только отштукатурены и готов полностью только санузел, Лена была счастлива.
-Миша, ты и зарплату получил и всю неделю в такси подрабатывал. Не хочешь ничего дать.
-Ты зарплату получила.
-Получила. И заплатила за коммунальные услуги, остальное отправила Вике, - Лена продолжила настойчивым тоном.
Женщина вплотную подошла к мужу.
Почему окружающая картинка разлетелась вмиг на фрагменты, Лена поняла не сразу. И только сильная боль в голове и пылающее лицо, привели к мысли, что Михаил ударил её по лицу.
Дальше Михаил продолжил бить лежащую жену на полу ногами. Когда запал кончился, плюхнулся в кресло и взял в руки телефон.
- Расскажешь кому, живьем закопаю, никто не найдет, усекла, - спокойным тоном сказал Михаил.
- Смотри, что бы тебя не закопали- ответила Лена вслед уходящему мужу.
Отпраздновать покупку и ремонт в новом жилье в Петербург к Лене приехали родители. О том, что сегодня они всей семьей будут здесь, Лена несколько лет назад даже не могла предположить.
Вечером после ужина вся семья решила отправиться прогуляться по набережной.
- Леночка я так рада за тебя, что все так хорошо получилось, - мама не выдержала и расплакалась.
- Мама слезы в нашей семье под запретом. У нас с Викой новости.
За столом повисла пауза.
-Хорошие новости, - улыбаясь продолжила Лена, - Вика выходит замуж. Так что вы скоро еще раз приедете к нам в гости. А пока…, - Лена достала приготовленную бутылку шампанского, - мы это событие отметим.