Храм Рождества Богородицы в Старом Симонове, или Как монастырь на новое место переехал

526 прочитали

На днях я писал о Симоновом монастыре в Новой Симоновой слободе и упоминал, что изначально он находился в другом месте – в месте, называемом Старое Симоново.

Храм Рождества Богородицы и башня «Дуло» Симонова монастыря, виднеющаяся слева
Храм Рождества Богородицы и башня «Дуло» Симонова монастыря, виднеющаяся слева

А история его переноса такова...

...Племянник и достойный ученик Сергия Радонежского

Шел 1354 год. Стефан, родной брат преподобного Сергия Радонежского, привел в Троицкую обитель своего двенадцатилетнего сына Иоанна. Мальчик был пострижен в иночество, и ему было дано имя Феодор.

Достигнув зрелого возраста, воспитанный под неусыпным оком благочестивого дядюшки и впитавший многие его качества, Феодор пожелал устроить свой монастырь. Он многократно говорил дяде об этом желании, но преподобный Сергий опасался, как бы молодой еще инок не возгордился, в столь юном возрасте возвысившись до статуса игумена. И не отпускал племянника и любимого ученика, предполагая, что после его, Сергия отшествия, тот получит в управление Троицкий монастырь.

Но однажды Феодор рассказал ему о слышанном им во время ночной молитвы гласе:

«Феодоре, иди убо в пустыню, имаши бо обитель составити и умножити в ней чада муж, желаний духовных и мзду многу имаши приятии на небесех»

Услышав об этом и приняв как явленную Божью волю, Сергий долее не препятствовал племяннику в желаемом и поручил нескольким старцам своего монастыря помочь тому с поиском подходящего места для новой обители.

Вскоре Феодор и его спутники нашли «место зело красно на строение монастыря близ реки Москвы именем Симоново».

Сергий, осмотрев найденное племянником место, счел, что оно вполне «потребно к строению монастырскому». И, преклонив колени, там же молился вместе с Феодором как о Божьем благословении на строительство обители, так и о даровании мудрости юному её основателю.

На днях я писал о Симоновом монастыре в Новой Симоновой слободе и упоминал, что изначально он находился в другом месте – в месте, называемом Старое Симоново. А история его переноса такова... ...-3

Помолившись, преподобные долго и тщательно исследовали окрестности, подбирая лучшее место для возведения храма. А выбрав – отметили, водрузив на нем сделанный из двух молодых деревцев крест. Заодно тогда же разметили места для будущих иноческих келий, складов, огорода и прочего необходимого. Наметили, где должна будет проходить ограда и где встанут монастырские ворота.

И снова, встав перед только что водруженным крестом на колени, просили ниспослать им благодать и Божью помощь на создание обители и храма в честь Богородицы и ее Рождества.

Деревянный храм и келии возле него были построены в 1370 году.

Феодору тогда было двадцать восемь дет.

...Попытки уединения и к чему они привели

Окончив строительство, Феодор и некоторые братия из Троицкой обители переселились на новое место. Место было пустынным и тихим, но ненадолго. Как ни таились иноки, как ни старались избегать лишнего внимания, очень скоро слухи об их добродетели и благочестивой жизни распространились далеко за пределы обители, и к ним стали приходить многие паломники не только из окрестных селений, но и из весьма далеких земель.

Феодор и впрямь был очень похож на своего дядю. Его, как и преподобного Сергия Радонежского в начале становления Троицкого монастыря, крайне тяготила внезапная слава и всенародное внимание. И он, точно так же, как и Сергий Радонежский, решил тайно уйти от своих сподвижников и бесконечных посетителей обители, найти новое уединенное место и поселиться в нем в одиночку, чтобы ни на что более не отвлекаться от молитвы.

Вид на Новое Симоново из Старого Симонова
Вид на Новое Симоново из Старого Симонова

Поискав подходящее место и не найдя такового вдали от монастыря, он в итоге вернулся. Но вернулся скрытно и не поселился в покинутой обители, а устроил себе келью в глухой чаще леса по другую сторону оврага, пролегавшего неподалеку от монастырской стены. И наложил на себя еще более суровый, чем прежде, обет поста и молитвы.

И, конечно, точно так же, как это случилось с Сергием Радонежским, произошло и с преподобным Феодором. Укрыться от всех, как бы того ему ни хотелось, он не сумел. Ученики и последователи не пожелали расставаться со своим наставником, и устроили полномасштабные поиски. Не найдя его вдалеке, они обнаружили «беглого» игумена в его убежище практически под боком покинутого монастыря. И заново вокруг Феодора собрался народ. И снова то были не только прежние последователи, но и многие новые искатели спасения.

На днях я писал о Симоновом монастыре в Новой Симоновой слободе и упоминал, что изначально он находился в другом месте – в месте, называемом Старое Симоново. А история его переноса такова... ...-7

Деваться было некуда, и преподобный Феодор, как и его дядя Сергий Радонежский когда-то, смирился, принял за волю Божья миссию проповедника и пастыря для страждущих, кающихся и нуждающихся в утешении. Вскоре вышло так, что здесь их собралось гораздо больше, чем в прежней обители.

Дело кончилось тем, что преподобный Феодор вместе с посетившим его Сергием сочли необходимым обратиться к великому князю Дмитрию Иоанновичу и испросить у него разрешение на устройство более обширной обители, а у святителя Алексия – благословение на устройство в ней нового храма. И, получив просимые разрешение и благословение, «поставиша церковь во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Успения, и трапезу и келий множество».

В итоге на месте первоначального монастыря остался храм в честь Рождества Богородицы, а в новой обители был возведен храм в честь ее же Успения.

...Две сестры-церкви

Возведение заложенного в 1379 году храм Успения Богородицы в Ново-Симоновском монастыре было сопряжено со многими трудностями, в результате чего он строился долгие 26 лет. И все время его строительства инокам, переселившимся на новое место, приходилось отправляться на богослужение в Старое Симоново, в Богородицерождественский храм. Когда же Успенская церковь была наконец закончена и освящена, что случилось в 1404 году, первый храм сделался скитским. Вокруг него расположились различные монастырские службы и кельи старцев, не пожелавших переселяться.

На днях я писал о Симоновом монастыре в Новой Симоновой слободе и упоминал, что изначально он находился в другом месте – в месте, называемом Старое Симоново. А история его переноса такова... ...-9

Там же, в первом храме нашли свой последний приют герои Куликовской битвы, иноки-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя, тела которых Дмитрий Донской приказал привезти в Москву и похоронить в родной для них обители.

Надпись на сени: "По благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго к шестисотдвадцатипятилетию Куликовской битвы устроена сия сень тщанием Российского банка Пересвет..."
Надпись на сени: "По благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго к шестисотдвадцатипятилетию Куликовской битвы устроена сия сень тщанием Российского банка Пересвет..."

В 1509 году деревянная церковь Рождества Богородицы была сломана, а на ее месте воздвигнута каменная.

На днях я писал о Симоновом монастыре в Новой Симоновой слободе и упоминал, что изначально он находился в другом месте – в месте, называемом Старое Симоново. А история его переноса такова... ...-11

В середине восемнадцатого столетия храм Старо-Симонова монастыря сделался приходским. В 1787 году он обзавелся теплой каменной трапезной. Позже была построена колокольня и приделы во имя Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

...Времена тяжкие

Три раза и новый, и старый храм переживали страшные времена. В 1612 году Симонов монастырь, являвшийся в ту пору одним из самых влиятельных и богатых во всей России, подвергся нападению литовцев и поляков и был беспощадно ими разграблен.

Затем, ровно через двести лет, несчастье повторилось. Наполеоновские войска, разбив западные Святые врата монастыря, вошли на его территорию. Сокровища были расхищены, соборная церковь, паперть и башни заняты лошадьми, а настоятельские и братские кельи – солдатами и офицерами французской армии. И, конечно, участь Ново-Симонова монастыря и Успенского храма разделила и церковь Рождества Богородицы. Если даже не в большей степени. Ведь она не имела тех крепостных стен, что окружали Успенскую. Вдобавок, так вышло, что Старо-Симоновский храм оказался под перекрестным огнем и врагов, и своих собственных защитников, ведущих огонь со стороны Нового Симонова.

А еще через сто с небольшим лет, в 1926 году, пришли коммунисты. Храм был закрыт, а в его стенах обосновался компрессорный цех завода «Динамо».

...Новое начало

Воссоздание храма началось накануне 600-летия Куликовской битвы. В 1989 году в храме возродилась богослужебная жизнь (17 фото).

В новейшей истории церкви, стоящей в Старом Симонове, повезло гораздо больше, чем ее сестре и всему Ново-Симоновском монастырю. В настоящее время храм полностью отреставрирован, восстановлены его иконостасы и настенные росписи (13 фото).

Над могилами Пересвета и Осляби построена дубовая сень – точная копия дореволюционной сени 1880 года (3 фото).

В 2006 году была воссоздана колокольня, на которой помещен колокол «Пересвет», масса которого больше двух тонн – дар губернатора Брянской области, родины героев-иноков Пересвета и Осляби.

Пожалуй, это весь мой небольшой рассказ о храме Рождества Богородицы в Старом Симонове, стоящем на том месте, где в 1370 году был основан Симонов монастырь.

На днях я писал о Симоновом монастыре в Новой Симоновой слободе и упоминал, что изначально он находился в другом месте – в месте, называемом Старое Симоново. А история его переноса такова... ...-16
А всем тем, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца, традиционные, но совершенно искренние слова благодарности! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами.
А еще - в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории. Ведь продолжение следует...