Финские хоккеисты в последнее время нередко высказываются о России. Игроки охотно выставляют нашу страну и лигу в дурном свете, хотя когда-то успешно строили там свои карьеры и зарабатывали неплохие деньги. Тех же, кто сохраняет связь с КХЛ, в Финляндии теперь принято осуждать.
Бывший президент «Йокерита» Яри Курри разорвал все отношения с Россией, однако это не помогло ему избежать травли. СМИ, политики и фанаты буквально вынудили национального героя избавиться от клуба, атакуя его семью и его самого. Недавно пятикратный обладатель Кубка Стэнли впервые рассказал, что ему пришлось пережить в последние месяцы.
Родина заставила его страдать.
Один против всех
Курри приходилось бороться с общественным мнением с 2019 года. В Финляндии изначально негативно относились к тому, что «Йокерит» выступает в КХЛ и ждали подходящий момент, чтобы раскритиковать проект. Однако со спортивной точки зрения к команде трудно было предъявить какие-либо претензии, хотя поначалу некоторые болельщики и насмехались над «Йокеритом». Но когда финская сборная, состоящая в основном из «шутов», завоевала золото ЧМ-2019, вопросов по хоккейной части к Курри не осталось.
Тогда в СМИ выбрали другую тактику — и стали обвинять легенду НХЛ в связях с русскими олигархами. В том же году Яри объявил, что российские деньги уходят из «Йокерита», а финансировать команду будет финская компания. Новым спонсором стала Norilsk Nickel Harjavalta.
Мы очень рады, что крупная финская компания хочет направить средства для поддержки нашего бизнеса в ближайшие годы, — сказал Курри.
Norilsk Nickel Harjavalta — финская компания, но очевидно, что она тесно связана с отечественным «Норильским Никелем». Дело в том, что общественность давила на Курри, чтобы он отказался от финансирования из России. Но в Финляндии никто не хотел взять на себя клуб, который ежегодно в среднем терял 12,5 млн евро. Поэтому Курри таким способом элегантно решил все проблемы. Однако этот шаг в Финляндии никого не устроил.
О легенде НХЛ стали говорить как о лжеце и российской марионетке. Курри всё же старался не обращать внимание и делал своё дело — держал на плаву команду, которая стабильно поставляла игроков в сборную. Казалось, что так будет продолжаться и дальше, но всё изменилось полгода назад, когда «Йокерит» покинул КХЛ.
«На меня велась ужасная охота»
«Шутам» оставалось лишь вернуться во внутренний чемпионат. На бумаге это выглядело просто — нужно было лишь разорвать все отношения с Россией. Ради этого Курри выкупил 100% акций клуба, но его по-прежнему считали чужой марионеткой. Один финский политик даже предлагал ввести Курри в санкционный список, а «Йокериту» запретить выступать в национальном чемпионате до 2030 года. До этого, к счастью, дело не дошло, но стало очевидно, что «шуты» вернутся во внутренний чемпионат только в том случае, если Курри покинет клуб.
— Яри, если ты хочешь сохранить хотя бы остатки своей репутации, ты должен выйти на публику и сказать, что бесплатно отдашь права на использование названия и логотипа «Jokers», — писал финский портал Yle Fi.
В итоге Курри пришлось уйти. Бренд «шутов» был в аренде у его компании, а теперь вернулся к Helsingin Jokerit Ry. Сейчас «Йокериту» предстоит процедура заявки в финскую лигу. Курри же после ухода из любимого клуба решил, что смысла молчать больше нет — и рассказал о постоянном давлении на него и его семью.
— После того, что обо мне стали писать, как меня атаковали в прессе, я быстро принял решение для себя и моей семьи. Я достаточно настрадался здесь. Посчитал, что будет лучше уйти в сторону и начать работу над своим новым будущим. Давление на семью? Это было очень тяжело, вы даже не представляете. Очень чувствительно. Я сам через многое прошёл. Невозможно отрицать, что всё это время на меня велась ужасная охота. Была ли она справедливой, каждый пусть решает сам, но мне кажется, это было несправедливо, — сказал Курри.
Также легендарный игрок в очередной раз напомнил, что все его усилия были направлены на развитие финского хоккея. Однако его соотечественникам оказалось важно совсем другое.
— Мы с «Йокеритом» преследовали исключительно спортивные цели в КХЛ, работали над развитием финского хоккея, играя в этой лиге. Но очевидно, что внешние факторы стали мешать работе. Однако мы всегда действовали и принимали решения только с хоккейной и спортивной точки зрения. Такова была наша позиция, — заявил Курри.
Где-то у главного входа на арену «Йокерита» по-хорошему должны были установить памятник Курри за помощь финскому спорту. Но за вклад в родной хоккей его отблагодарили иначе — теперь легенду и близко не хотят подпускать к столичному клубу.