Банкноты и монеты как дань памяти
Читать Часть 1: От Лугдуна к Лиону
Читать Часть 2: Два собора: один — главный, другой — прославленный
Читать Часть 3: Конные памятники в окружении муралей
Читать Часть 4: На муралях — лучшие люди города
Братьев Люмьер на фреске-мурали вы узнаете непременно — если не по внешнему облику, то по стоящему рядом первозданному кинопроектору.
Лионцы Огюст и Луи Люмьеры считаются родоначальниками кинематографа. Младший, Луи, стал изобретателем аппарата, названного «синематографом» и способного запечатлевать на целлулоидную плёнку для последующей демонстрации на экране движущееся изображение.
Помогал ему в этом и частично финансировал проект старший брат.
После получения патента братья стали активно снимать короткие фильмы.
Первый публичный показ состоялся в марте 1895 года в Париже, а 28 декабря того же года был устроен коммерческий показ на бульваре Капуцинок.
Эта дата считается днём рождения кино.
После ставших каноническими коротких лент «Выход рабочих с фабрики Люмьер» и «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» братья стали снимать не только документальные, но и художественные, игровые короткометражки.
Пользовавшиеся шумным успехом киносеансы прошли во всех главных европейских столицах, а затем в Америке, Японии и Австралии.
Впоследствии Люмьеры сконцентрировали свои усилия на сфере фото, производстве киноплёнки.
Их вклад в создание современного кино увековечен не только на земле, но и в космосе: имя братьев Люмьер носит один из астероидов.
В Лионе в их просторном семейном доме устроен представительный музей, где собраны образцы исторической кинотехники, различные камеры, образцы старинных плёнок, фоторужьё, подробно показана история создания синематографа.
Там же можно посмотреть короткометражки более чем векового возраста.
Неподалёку воздвигнут величественный монумент — огромный каменный полукруг на ножках представляет страницы жизни и деятельности «отцов-основателей» кино и развития кинематографа.
А вот запечатлеть лики Люмьеров на банкноте в 200 франков не удалось. То есть удалось, но отчасти.
Когда в 1995 году, к вековому юбилею кинематографа, уже был отпечатан тираж купюр на 17 миллионов франков, вспыхнул скандал: на поверхность всплыли подробности коллаборационизма прославленных братьев в годы фашистской оккупации.
Выяснилось, что Огюст Люмьер вошёл в профашистский городской совет Лиона, а Луи патронировал нацистский «легион французских добровольцев».
Весьма неуклюжая попытка оправдать дотоле не известную общественности постыдную страницу их биографии тем, что они ненавидели американский кинематограф за его доминирование по всему миру и надеялись, что нацистские бонзы положат этому конец, провалилась.
Банкноты были пущены под нож.
А вот в Голливуде на это закрыли глаза. В 1960 году на Аллее славы им были установлены звёзды. Чуть светлее — Луи Люмьеру, потемнее — Огюсту.
Действительно, кто из тех, кто задерживается сделать селфи подле этих звёзд, помнит или вообще знает об этой «ложке дёгтя» в их биографии?
Даже носители исторических познаний всё чаще в таких случаях произносят неуверенное:
Ну, не всем же быть героями…
Разумеется, не всем. Но, как давно сказано, в школе подлецов не обязательно быть отличником. Многие в годы оккупации тихо отсиживались где-нибудь на сельском хуторе…
Хотя вот, например, будущей любимице миллионов, суперзвезде изобретённого Люмьерами кинематографа Одри Хепбёрн такое было не по душе.
Ближайшие родственники расстреляны, брат-подпольщик в концлагере — нет, этим её не запугать.
Она участвует в опаснейших операциях Сопротивления в своей Голландии.
Хорошо зная английский, девушка заботится о сбитых английских и американских лётчиках, обеспечивает им пристанище, доставляет еду, а затем сопровождает до безопасного места.
А ещё, невзирая на смертельную опасность, развозит антифашистские газеты, клеит листовки.
Её увлечение балетом замечают оккупанты и предлагают вступить в созданную ими труппу. Вместо этого она участвует в нелегальных балетных выступлениях, доход от которых шёл на борьбу с фашистами. Долгие периоды недоедания и стрессов навсегда отразятся на её здоровье.
Тяжёлое впечатление, которое на неё произвели в те годы страдания детей, привело её впоследствии к работе в Детском фонде ООН.
Используя свою невероятную популярность, она собирала огромные средства на помощь больным и нуждающимся детям, стала послом доброй воли ООН, побывав на четырёх континентах.
Все мы в долгу друг у друга, у человечества в целом.
Одри Хепбёрн
Но, повторяю, в глазах общественности вклад Люмьеров в развитие современной цивилизации куда как перевешивает неприглядный момент в их биографиях.
Они прославлены в книгах и фильмах.
Не забыты родоначальники и в нашей стране.
В 2011 году в Екатеринбурге напротив киноконцертного театра «Космос», прямо на тротуаре был установлен бронзовый памятник Люмьерам: один из братьев включает «синематограф», второй стоит рядом, есть и свободный стул — для желающих быть запечатлёнными в этом обществе.
В Москве давно работает Галерея имени братьев Люмьер. Это крупный центр коллекционной фотографии, регулярно устраивающий представительные выставки.
Один ведущий фоторепортёр в шутку предложил свой вариант названия: «Галерея сестёр имени братьев» — в связи с тем, что энтузиастками-основательницами центра были две сестры, двоюродные, кажется...
По другую сторону баррикады от братьев Люмьер в годы Второй мировой находился вот этот широкоскулый мужчина в шляпе, огромный портрет которого украшает так называемую Mur de Montluc («Стену Монтлюк»).
Это один из главных героев Сопротивления — Жан Мулен.
Префект одного из департаментов, после оккупации Франции он, руководствуясь своими антифашистскими взглядами, уходит в подполье и включается в движение Сопротивления.
Тайно добирается до Лондона и начинает тесно сотрудничать с Шарлем де Голлем. Там же проходит специальную военную подготовку.
После десантирования с парашютом во Франции Мулен в качестве полномочного представителя «Сражающейся Франции» де Голля создаёт и возглавляет патриотический Национальный совет Сопротивления. Этот Совет координировал действия антигитлеровских сил по всей стране.
В июне 1943 года он был схвачен лионским гестапо. Жесточайшие допросы проводил его глава гауптштурмфюрер Клаус Барбье (Барби).
Это был законченный садист,
известный тем, что получал наслаждение от чудовищных пыток, которым подвергал патриотов. До того, как возглавить в 1942 году лионское гестапо, он занимался «решением еврейского вопроса» в Гааге, лично пытал бойцов бельгийского Сопротивления.
В Лионе он развернулся вовсю, изобретая всё новые способы пыток. Они известны, но описывать их нет сил. Параллельно Барбье устраивает массовые облавы, организует регулярные депортации «не-арийцев», в том числе детей, в Освенцим, лично участвует в расстрелах тысяч людей.
Часто такие акции Барбье проводит в казематах тюрьмы Монтлюк, напоминание о которой сегодня содержится в названии мемориальной стены с портретом Жана Мулена.
В руки этого садиста и попал французский патриот. К тому времени за свои кровавые повадки гестаповец уже снискал себе мрачную кличку — «лионский мясник».
По словам автора книги о послевоенной охоте на нацистов, британского историка Гая Уолтерса, Барбье действительно «вёл себя как мясник, рассматривая людей как мясо для разделки и опытов».
На протяжении многих дней гестаповец с помощью своего зверского арсенала пытался сломить узника, вырвать у него имена его товарищей по антифашистской борьбе.
Победителем в этой ужасающей и неравной схватке вышел Жан Мулен, так и не раскрывший рта. Истерзанного и искалеченного, его бросили в товарный вагон поезда, направлявшегося в концлагерь.
По пути он скончался.
Что касается «лионского мясника», то по окончании войны ему удалось скрыться. Его дважды заочно судили и приговаривали к смертной казни.
А в 1947 году Барбье подхватили американские спецслужбы, надеясь, что его связи и опыт в преследовании борцов Сопротивления и евреев можно использовать для выявления коммунистов на территории Германии и людей, сочувствующих Советскому Союзу.
Это сотрудничество продолжалось до 1951 года, когда шефы сочли возможности Барбье исчерпанными. Тем более, что французское правительство продолжало теребить Вашингтон запросами о местонахождении военного преступника.
Однако шефы не бросили своего сексота на произвол судьбы, выправив ему фальшивые документы на имя Клауса Альтманна и обеспечив бегство в Южную Америку. Там он нашёл покровительство у правившей тогда в Боливии реакционной хунты, которой его профессионализм пришёлся ко двору.
Возможно, так бы он и провёл остаток своих дней, — международный розыск оказался то ли бессильным, то ли неповоротливым, — если бы за дело не взялась супружеская пара — немка Беата и француз Серж Кларсфельды.
Отец Сержа погиб в Освенциме, а его молодая супруга, дочь военнослужащего фашистского вермахта, лишь от мужа узнавшая о холокосте, прониклась такой ненавистью к его организаторам, что стала вместе с Сержем выслеживать нацистских военных преступников по всему миру.
Поиски «лионского мясника» заняли у них пятнадцать лет.
Но даже после обнаружения его в Боливии им долго не удавалось добиться его экстрадиции. Только организовав мощную пропагандистскую кампанию, «охотники на нацистов» смогли добиться предания его суду во Франции.
Правда, к тому времени смертная казнь в стране была отменена, и палач получил пожизненное. В тюрьме Лиона он протянул четыре года.
А Жан Мулен остался легендой французского Сопротивления. Его имя носят улицы и школы в разных городах, в Лионе имя борца увековечено в названии университета, в городских муралях.
В 90-е годы французский монетный двор отчеканил и пустил в оборот двухфранковую монету с портретом Жана Мулена.
И, естественно, это — в отличие от ситуации с Люмьерами — ни у кого не вызвало возражений — только поддержку.
Читать окончание
Владимир Житомирский