Найти тему
Время Романовых

Владимир Фредерикс. Последний министр Императорского двора.

Дом Владимира Фредерикса в Петрограде, находившийся по адресу Почтамтская улица, 23, был разграблен и сожжен в первый же день Февральской революции. Впоследствии, в начале июня 1917 года, на допросе в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, учрежденной «для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так военного и морского ведомств», барон Фредерикс пояснил: «Все мои документы, все мои бумаги, все портреты семейные, все, что у меня было, все сожжено...».

Но почему же его дом стал таким важным местом для ненавистников царского режима? Как вообще Фредерикс, будучи потомком шведского подданного, в годы правления Николая II целых двадцать лет занимал пост министра императорского двора? И что за жизнь его ждала после?

Владимир Борисович Фредерикс родился 16 ноября 1838 года в Санкт-Петербурге. Он был потомком шведского офицера, попавшего в плен русскому войску еще во времена Северной войны. Затем семейство получило российское подданство и постепенно стало обрастать чинами и титулами, которых добивались представители рода Фредериксов. Так дед Владимира был придворным банкиром, отец - генералом, а сыну же довелось служить при четырех российских императорах.

Получив замечательное домашнее образование, Владимир Борисович в 1856 году стал унтер-офицером конного полка на правах вольноопределяющегося, то есть имевшего возможность не попадать под всеобщий рекрутский набор и самостоятельно решать, идти в добровольцы или нет. До 1871 года он пробыл в рядах армии и дослужился до звания полковника, после чего стал флигель-адъютантом Александра II. Постепенно его звание доросло до генерал-адъютанта.

При Александре III он занял должность шталмейстера (главного конюшего), а затем - помощника министра Императорского двора и уделов.

В 1897 году указом Николая II Фредерикс был назначен министром Императорского двора. Это ведомство управляло всеми земельными наделами и дворцами императорской семьи и подчинялось лично монарху. Одновременно с этим Владимир Борисович был канцлером российских орденов. Также он получил должность командующего Императорской Главной квартирой, то есть занимался исполнением личных поручений царя.

В 1900 году Фредерикс был произведён в генералы от кавалерии, а через пять лет стал членом Государственного Совета, хоть и участия в его работе не принимал. С этого момента и до революции 1917 года он был одним из самых приближённых к государю лиц, неизменно сопровождая его во всех поездках. В Ливадии, любимом месте отдыха Николая II, дом Фредерикса стоял совсем рядом с императорским дворцом.

А почести продолжали сыпаться на него все в больших масштабах. В 1908 году он стал почетным гражданином Новониколаевска «ввиду заслуг городу. Тогда же он получил звание кавалера ордена Андрея Первозванного в честь 50-летия «примерного служения». В 1909 году он стал президентом основанного Императорского российского автомобильного общества. В честь 300-летия правления Дома Романовых Фредерикс получил титул графа. Он был крупным землевладельцем: только в Петербурге ему принадлежало 4 дома, не считая прочие участки.

С самого начала Первой Мировой войны Фредерикс находился рядом с императором и пользовался почти не ограниченным доверием. При этом в остальном окружении Николая II ценили заслуги графа далеко не все. Сергей Витте, например, писал: «Сам Фредерикс по части понимания дел был совсем плох, ему трудно было усвоить не только рассуждения, но и самые простые факты. Его сотрудники подучивали его как школьника перед всяким всеподданнейшим докладом». Но при этом Витте говорил: «Прекраснейший, благороднейший и честнейший человек, - но и только. Впрочем, этого вообще, а в особенности по нынешним временам, очень много …». Генерал Епанчин писал о Фредериксе, что он «человек глубоко благородный, рыцарь, он никого не боялся и всегда говорил правду, безразлично, нравилось ли это или нет». 

В 1916 году Фредерикс был пожалован бриллиантами, украшенными соединенными портретами императоров Александра II, Александра III и Николая II на Андреевской ленте в честь 60-летия службы в Конном полку и 25-летия службы на высших должностях при дворе. Послужной список его наград к тому моменту уже был впечатляющим: Российских орденов - 11, иностранных орденов - 49. Царская чета очень любила министра и называла его Old Gentleman.

К моменту Февральской революции Фредерикс, будучи уже 79-летним стариком, стал терять память. Император все еще продолжал ему доверять, но прежнее влияние было утеряно. Фредерикс и сам не лез в государственные дела, занимался только управлением имуществом Николая II через начальника канцелярии Министерства императорского двора.

Фредерикс был женат на Ядвиге Богушевской, дочери генерал-майора. За заслуги мужа она была пожалована в стат-дамы, а затем вместе с ним стала графиней. К 1917 году она болела воспалением легких. В семье было две дочери: Евгения и Эмма. На старшей, Евгении, был женат Воейков, дворцовый комендант императора Николая II. В своих воспоминаниях он описал революционный разгром дома своего тестя и назвал причиной этого «нерусскую» фамилию графа и размещение в конногвардейских казармах солдат Кексгольмского полка.

-2

Фредерикс был сильно привязан к этому дому: «Граф был очень привязан к своему дому и ни за что не хотел его покидать. Графиня как-то при мне говорила мужу, что неудобно министру двора не быть в состоянии сделать у себя за неимением подходящего зала большого приема, как то устраивают министры, живущие в казенных помещениях. Фредерикс возразил: 

— Верно. Но зато тебе не придется переезжать, когда меня уволят с должности, и будешь по-прежнему принимать друзей в твоих пяти гостиных. Думаю, что спокойствие за будущее приятнее, чем возня с устройством больших приемов. 

Он, как и все мы, не мог думать, что через десяток лет никто из всех нас не будет в состоянии считать себя обеспеченным».

Это было не просто первым насильственным уничтожением частной собственности. Корреспондент «Таймс» дополнил эту картину красочным эпизодом: ослабевшая после болезни дочь графа сумела выбежать из дома со своей любимой собакой на руках. Пьяная толпа схватила женщину на улице, избила ее, а собаку жестоко убила.

Больную жену Владимира Борисовича Ядвигу один из слуг вынес из дома закутанной в одеяло и помог добраться до дома фон Гартман, но там не смогли ее принять, боясь последствий. Находившаяся рядом дочь Эмма, тоже больная, попыталась устроить ее в английский госпиталь, но и там им было отказано. Тогда они отправились к учителю музыки итальянцу Капри, который с радостью их принял.

Фредерикс был арестован в первых числах марта 1917 года в Гомеле железнодорожными рабочими, а затем по личному приказу Керенского и Гучкова доставлен в Таврический Дворец, где допрашивался следователями Чрезвычайной Следственной комиссии. После чего «за неимением вины» был освобождён по просьбе психиатров и долгое время пребывал на лечении в Евангелической больнице. Затем безвыездно жил в Петрограде. 

На допросе Фредерикс заявил, что не находился в момент отречения при Государе. Однако именно его подписью был скреплен акт отречения Николая II от престола. Позже появились сведения, что она была подделана.

-3

Жене графа, Ядвига Фредерикс, скончалась в 1919 году, так и не покинув Петроград.

В 1924 году он обратился к советскому правительству с просьбой о выезде за границу. Получив разрешение, вместе с дочерью выехал в Финляндию и поселился в своем имении неподалеку от городка Кауниайнен. 

Владимир Борисович скончался 5 июля 1927 года в возрасте 88 лет и был похоронен на местном кладбище.