Найти тему

Оффтоп. Ржев и Зубцов - путь от важных торговых форпостов и зажиточных купеческих городов к тяжелой судьбе XX века и переферийным городкам

Доброго всем времени суток!

Сегодня, в очередной раз, отвлечемся от основного списка и поделюсь с вами поездкой в города Ржев и Зубцов, которые я посетил в начале июля. Города эти расположены в 18 километрах друг от друга на берегу Волги и географически находятся на юге Тверской области.

Зубцов находится по сути прямо на Новорижском шоссе в 190 километрах от МКАД, Ржев же расположен чуть в отдалении от Новорижского шоссе в 208 километрах от МКАД соответственно.

Так получилось, что по работе мне приходилось не раз проезжать оба этих города, но всегда это было проездом, не останавливаясь, поэтому с их достопримечательностями знаком не был. Чтобы этот пробел устранить, решил в один из выходных поехать прогуляться по ним и понять, на что можно там посмотреть.

Удобнее всего, конечно, из Москвы добираться на машине, Новорижское шоссе после реконструкции, в закончившейся в 2016 году, стало очень удобным, пробки бывают редко, корме подъезда к самой Москве.

Но также пару лет назад, после открытия недалеко от Ржева Мемориала Советскому солдату, из Москвы с Рижского вокзала запустили «Ласточку» до Ржева, которая курсирует 2 раза в день в обе стороны, дорога занимает 4,5 часа, билет стоит 730 рублей. По ходу следования «Ласточка» останавливается на нескольких станциях (в том числе в Зубцове), одна из которых Истра, так что мне этот вариант был очень удобен, учитывая, что живу я рядом. В моем случае, из Истры дорога занимает чуть больше 3-х часов и билет стоит 550 рублей, так что я решил воспользоваться именно этим вариантом.

Маршрут мой выглядел следующим образом - на «Ласточке» я прибывал в Ржев в 11:20, после чего у меня было несколько часов для прогулки по городу, в 14:15 на автобусе я перебирался в Зубцов, ехать всего 30 минут, после чего у меня было время до 16:23, когда «Ласточка» шла через Зубцов в обратную сторону и в 7 вечера я уже был в Истре.

Итак, начну как всегда, с небольшого экскурса в историю. Население Ржева составляет более 50 тысяч человек, так что город не самый маленький. По официальной истории, датой основания города считается 1216 год, хотя первое упоминание о нем встречается в грамоте 1019 года. Город изначально занимал удобное положение на берегу Волги и имел важное торговое значение, поэтому укрепления Ржева строились основательные. На старых картах Ржев изображен как крепость, но на сегодня сохранился только земляной вал с западной стороны. Крепость находилась на возвышенности, сегодня там находится обелиск освободителям Ржева.

Так что на протяжении XIII-XIV веков шла постоянная борьба за город, так как он давал контроль над большой частью торгового пути. В XIV веке Ржев несколько раз переходил во владение Литвы и лишь в 1521 году, согласно официальной истории, город окончательно перешел во владение московскому князю.

В дальнейшей истории город оставался значимым пунктом в торговых маршрутах, постепенно развивалось различное производство и фабрики. Только к концу XIX века, с прокладкой железных дорог, значение города упало и многие производства сократились.

Следующие значимые события связанные с городом относятся к периоду Великой отечественной войны, когда в результате боевых действий, за 2 года город был разрушен почти до основания, из 5,5 тысяч домов осталось меньше 300. Так что город после войны пришлось отстраивать заново.

В Ржев «Ласточка» прибывает на Балтийский вокзал, который находится на южной окраине города. Вокзал не так давно отреставрирован и выглядит довольно красиво и свежо. А в этом году на привокзальной площади проводятся работы по благоустройству, так что в ближайшем будущем все будет красиво, наверное. Тут же находится и автовокзал города.

Балтийский вокзал Ржева
Балтийский вокзал Ржева

Если посмотреть на город сверху на карте, то он представляет собой прямоугольник примерно 3 на 4 километра по обе стороны Волги. К слову, Ржев является первым городом на Волге, до этого, вверх по течению, встречаются только небольшие поселки или села.

Я решил сразу с вокзала сесть на автобус и доехать до северной окраины города и уже оттуда двигаться пешком в обратном направлении обходя основные достопримечательности. Большинство из них расположены в центре города, поэтому особо петлять не приходится.

На севере города расположен еще один ж/д вокзал Белорусский, откуда ходят поезда на север, в сторону Торжка и на юг в сторону Вязьмы. Перед вокзалом, в сквере установлен памятник Ленину. Но этот вокзал не основной, поэтому не столь ухожен, все заросло травой.

Памятник Ленину перед Белорусским вокзалом
Памятник Ленину перед Белорусским вокзалом

Двигаясь в обратном направлении в сторону центра, недалеко от вокзала можно увидеть памятник ликвидаторам аварии на ЧАЭС перед музеем народного творчества.

Памятник ликвидаторам на ЧАЭС перед музеем народного творчества
Памятник ликвидаторам на ЧАЭС перед музеем народного творчества

Далее двигаемся на восток в сторону площади Революции, где расположены так называемые "Калининские дома", с арками между ними. Дома построены в стиле советского монументального классицизма.

Калининские дома
Калининские дома
Калининские дома
Калининские дома
Вид с площади Революции
Вид с площади Революции

От площади Революции я уже двинулся на юг по улице Ленина. Это главная улица города, вдоль нее тянуться 3-4-х этажные дома послевоенной постройки примерно в одном стиле. Вдоль дороги высажена зелень и ощущается какой-то уют, от того что нет высоток.

Улица Ленина
Улица Ленина

Дойдя до улицы Бехтерева, я свернул на восток и далее по диагонали на юго-восток пошел в сторону Соборной горы. На этом участке длинною в 1 километр расположено большинство достопримечательностей города. В первую очередь проходим через Советскую площадь, где обычно проводятся крупные праздники. Вокруг площади можно увидеть многочисленные памятники и старые интересные здания.

Советская площадь
Советская площадь
Памятник Ржев
Памятник Ржев

После чего мы попадаем в парки Победы и Грацинского, в южной части которого, расположен постамент с пушкой, а также Аллея героев. В конце аллеи виднеется старое здание Госбанка.

Пушка ЗиС-2
Пушка ЗиС-2
Аллея героев
Аллея героев

Далее по дорожке и пешеходному мосту дошел до памятника Освободителям Ржева, который и находится на вершине Соборной горы. Вокруг установлены памятные кресты и обустроен небольшой сквер. Также здесь есть смотровая площадка с великолепным видом на Волгу, 2 моста и город на противоположном берегу. Очень красивое место, на мой взгляд, где можно посидеть на лавочке, немного передохнуть и расслабиться.

Дорога к памятнику Освободителям Ржева
Дорога к памятнику Освободителям Ржева
Памятник Освободителям Ржева
Памятник Освободителям Ржева
Вид на Волгу со смотровой
Вид на Волгу со смотровой
Вид на противоположный берег с Соборной горы
Вид на противоположный берег с Соборной горы
Скамейка для релаксации
Скамейка для релаксации

Насмотревшись на панораму Волги я отправился в обратную сторону к Новому мосту, так как времени оставалось не очень много. Перейдя через мост на другой берег, оказываемся уже на улице Большой Спасской, которая тянется дальше на юг.

Выход к Новому мосту
Выход к Новому мосту
Вид с моста на Волгу, слева белеет здание Госбанка
Вид с моста на Волгу, слева белеет здание Госбанка

Мне повезло, что была теплая солнечная погода и двигаясь по Большой Спасской улице, где по бокам находятся не высокие 2-3-х этажные дома, а вдоль дороги высажены деревья, у меня возникало впечатление, что я нахожусь в каком-то южном городе курортном, не знаю почему.

Улица Большая Спасская
Улица Большая Спасская
Улица Большая Спасская
Улица Большая Спасская

Из интересных достопримечательностей этого берега, мне хотелось посмотреть на собор Богоматери Оковецкой 1821 года постройки, он является одним из старейших сохранившихся зданий города.

Собор Богоматери Оковецкой, 1821 год
Собор Богоматери Оковецкой, 1821 год

Также интересным является старообрядческая Покровская церковь на улице Калинина. Церковь была построена в 1910 году и известна тем, что во время немецкой оккупации, перед отступлением, в заминированном храме были закрыты около 250 жителей, это было все оставшееся население города на тот момент. Церковь ни разу не была закрыта и долгое время после войны оставалась единственной действующей в городе.

Покровская церковь
Покровская церковь

Еще одной достопримечательностью в этой части города является пиво-медоваренный завод Эрнста Клейна построенный в 1872 году и таким образом является одним из самых старейших сохранившихся заводов этого профиля в России. Сегодня на завод можно попасть с экскурсией, при заводе находится фирменный магазин, где можно приобрести свежую продукцию.

Въезд на завод Эрнста Клейна
Въезд на завод Эрнста Клейна

После этого я уже отправился в сторону вокзала, где мне нужно было сесть на автобус до Зубцова. Ржев у меня оставил очень приятные впечатления, я здесь не чувствовал какой-то разрухи, как во многих небольших городах, хотя я не заходил прям во дворы совсем. Учитывая, что город пережил во время войны, удивляет как хорошо его смогли возродить и отстроить заново. Из-за этого, почти все достопримечательности города связаны именно с военным временем, а немногие сохранившиеся старые дома были восстановлены чуть ли не с фундамента.

Танк Т-34 в южной части города
Танк Т-34 в южной части города
Паровоз Су-208-64 и Никольская часовня в парке Здоровье
Паровоз Су-208-64 и Никольская часовня в парке Здоровье

Еще конечно стоит упомянуть о Мемориале Советскому солдату, который находится примерно в 5 километрах от города на Новорижском шоссе и был открыт в 2020 году. В этот раз я туда не поехал, так как времени бы не хватило, но его я посещал в прошлом году, поэтому впечатления сохранились. Еще на момент открытия я слышал от многих, что сам монумент получился очень интересным и проникновенным, вызывающим эмоции. И это действительно так, качество исполнения также достойно. Однозначно стоит того, чтобы посетить всем.

Мемориал Советскому солдату
Мемориал Советскому солдату
Мемориал Советскому солдату
Мемориал Советскому солдату

Итак, возвращаемся к вокзалу, откуда мне предстояло переехать в город Зубцов, который находится всего в 18 километрах от Ржева в сторону Москвы. Зубцов конечно поменьше чем Ржев, население города в 9 раз меньше, но по возрасту он не сильно ему уступает.

По официальной истории, Зубцов основан в 1216 году в устье реки Вазузы, при впадении ее в Волгу. В XIV веке город играл очень важное значение, был довольно крупным и входил в то время в Тверское княжество. На старых картах также изображался как крепость, в настоящее время на месте основания города на берегу реки Волга сохранилось Городище, хоть и в зачаточном состоянии, а также установлена скульптура Основания Зубцова. По сути, на сегодня сохранился только земляной вал с северной стороны.

Из-за своего удобного положения на слиянии рек, город долгое время играл важную роль в качестве перевалочного пункта по пути в Тверь и Москву из Ржева, а также в Санкт-Петербург, после постройки Вышневолоцкой водной системы в начале XIX века. До революции Зубцов оставался богатым купеческим городом, было множество каменных домов и церквей. Однако почти все они были разрушены во время Великой Отечественной войны.

В 1970-е годы строилась Вазузская гидротехническая система, снабжавшая Москву питьевой водой и для специалистов приехавших на стройку был возведен новый микрорайон с 5 и 9 этажными домами.

Автостанция Зубцова находится прямо в центре города напротив администрации рядом с Новорижским шоссе. Времени на осмотр у меня было совсем немного, меньше 2-х часов, так что я сразу направился в сторону городища. Находится оно на другом берегу Волги и попасть туда можно через подвесной мост через Волгу. Вид на Волгу там просто шикарный и места очень живописные.

Вид на подвесной мост через Волгу
Вид на подвесной мост через Волгу
Подвесной мост через Волгу
Подвесной мост через Волгу
Вид с моста на Волгу
Вид с моста на Волгу

На обратной стороне мост подходит к Успенской церкви 1801 года постройки, одной из немногих сохранившихся. Справа от моста как раз можно увидеть городище и небольшую скульптуру в честь основания города.

Успенская церковь, 1801 год
Успенская церковь, 1801 год
Зубцовское городище
Зубцовское городище

Далее я отправился через Зубцовский парк к мосту через реку Вазуза. Тут же находятся несколько сохранившихся домов, например усадьба Крымовых, постройки середины XIX века.

Мемориал воинов РККА в Зубцовском парке
Мемориал воинов РККА в Зубцовском парке
Усадьба Крымовых
Усадьба Крымовых

По мосту через Вазузу я перебрался на другой берег и поднялся к Мемориалу Победы. Здесь установлено несколько памятников разным событиям и людям связанным с войной, а также оттуда открывается потрясающий вид на слияние рек Вазуза и Волга.

Мемориал Победы
Мемориал Победы
Памятник Стоявшим на смерть во имя жизни на Московской горе
Памятник Стоявшим на смерть во имя жизни на Московской горе
Вид на слияние рек Вазуза и Волга
Вид на слияние рек Вазуза и Волга
Вид на город с Мемориала Победы
Вид на город с Мемориала Победы

На этом, в общем-то, я завершил осмотр города. Помимо этого в Зубцове есть Краеведческий музей, а также музей Дорога к Пушкину. Но по времени мне было уже пора двигаться в сторону станции, чтобы успеть на «Ласточку» в Москву.

На сегодня, Зубцов совсем небольшой провинциальный городок, хоть и с очень древней историей, но почти не сохранившемся наследии. Но посмотреть на панорамы города и долины рек определенно стоит, очень красивые места.

Такой получилась поездка выходного дня. Несмотря на небольшое расстояние от Москвы, природа этих мест чем-то отличается от уже примелькавшихся пейзажей и у меня лично вызывает приятные эмоции и ощущения. Туристов и людей, в целом, в этом направлении заметно меньше чем на юге и востоке в направлении Золотого Кольца, поэтому и ощущаются эти места более отдаленными и пустынными что ли, но по мне это даже большую атмосферу дает.

Благодарю всех дочитавших и желаю вам больше новых впечатлений.