Актуально
В стремлении продемонстрировать свою приверженность псевдоевропейским ценностям прибалтийские страны плюют в историю
Современные Геростраты
В странах Балтии стартовал очередной виток сноса памятников воинам, освободившим регион от фашистских войск в годы Великой Отечественной войны. В центре Риги начался снос монумента воинам-освободителям. Предложение со стороны правительства Ленинградской области решить вопрос полюбовно и передать монумент России для установки его здесь было отвергнуто.
Одновременно война с историей развернулась в соседней Эстонии. В приграничной и по сути – русскоязычной Нарве по решению правительства страны исподтишка был снят с постамента танк Т-34, установленный на месте, где в 1944 году войска Ленинградского фронта под командованием генерала И.Федюнинского форсировали реку Нарву в ходе одноимённой наступательной операции.
Сносу памятника предшествовал скандал. Незадолго до событий городское собрание не решилось проголосовать за снос памятников. И тогда за дело взялось центральное правительство. Оно пошло на поводу у премьер-министра Каи Каллас, которая в начале августа призвала демонтировать как можно быстрее все советские военные мемориалы и памятники.
В ответ мэр Нарвы Катри Райк публично отказалась выдвигать свою кандидатуру на выборах в парламент Эстонии.
– Я не представляю, что сижу вместе в одном зале с теми людьми, которые сейчас приняли такое решение, – пояснила свои действия мэр.
У меня есть знакомый журналист. Поисковик со стажем. Реконструктор. Глубокий знаток военной истории. В жизни он – человек глубоко интеллигентный. Ненормативную лексику старается не употреблять даже в устной речи. Не говоря уже о письменной. Но тут он сорвался.
– Знакомых поисковиков из Нарвы, которые бессчётное количество раз передавали сюда, в Россию, найденных на Нарвском плацдарме бойцов и офицеров Красной Армии, сегодня в семь утра арестовали и закрыли в СИЗО, – написал он в своём посте, комментируя прямую трансляцию в Интернете о сносе памятника. – К черту политкорректность и прочий политес. Горите в аду, ублюдки!
Дальше шли пожелания, которые я здесь цитировать не решусь.
Российский МИД в лице посольства в Эстонии, как ему и положено по статусу, был более дипломатичен.
– Слава Герострата не даёт покоя нынешним эстонским властям. Сегодня они продолжили свою позорную войну с исторической правдой, демонтировав в городе Нарве ряд памятников, включая «Танк Т-34», символизирующих Победу над фашистской Германией в годы Второй мировой войны. – написали на странице российского представительства. – Возможно, эстонские политики не осознают, что своими действиями они фактически способствуют реабилитации нацизма, однако от этого их историческая вина и ответственность перед грядущими поколениями меньше не становится. Жалкие попытки скрыть исторические факты и заставить человечество забыть о тех, кто ценой собственной жизни избавил его от ужасов фашизма, обречены на провал.
Эстония превыше всего?
Давайте хотя бы в первом приближении попытаемся понять: что происходит в Прибалтике и почему?
Для этого вернёмся на восемь десятилетий назад – к началу Великой Отечественной войны. В конце июля – начале августа войска немецкой группы армий «Север» вошли в Эстонию и оказались на дальних подступах к столице республики – Таллину. Примерно в то же время немцами была создана марионеточная структура для управления эстонской территорией – так называемое «Эстонское самоуправление» и началось формирование отрядов сотрудничающей с нацистами организации «Омакайтсе», в которые до конца 1941 года добровольно вступили почти 50 тысяч человек.
Свой первый «ратный подвиг» эти приспешники фашистов совершили вскоре после начала формирования. В противотанковом рву у селения Лемматси под Тарту они расстреляли более 12 тысяч мирных жителей и советских военнопленных.
Дальше пошло по нарастающей. Всего за годы оккупации местными националистами при поддержке германских подразделений было уничтожено в концлагерях и во время облав более 40 тысяч мирных жителей и около 60 тысяч военнопленных.
Особо отличились эстонцы в уничтожении еврейского населения. Действовали они настолько рьяно, что уже к декабрю 1941 года Эстония одной из первых была объявлена «Юденфрай» – свободной от евреев.
Это не осталось незамеченным. В Германии существовала практика – в национальных батальонах, сформированных из предателей, все офицерские должности занимали немцы. Эстонцам фашисты доверяли настолько, что на каждый национальный батальон назначался лишь один германский офицер. И воинские звания соответствовали табели о рангах Вермахта.
В конце 2019 года Управлением ФСБ по Псковской области был снят гриф секретности с документов о зверствах эстонских формирований на Псковщине в 1941–1944 годах.
Выходцами из Эстонии в Пскове было укомплектовано отделение гестапо, которое хоть и подчинялось немецкому руководству, но было самостоятельной структурой. По воспоминаниям очевидцев, человек, попавший в немецкое гестапо, ещё имел шансы остаться в живых. С теми, кого забирали эстонцы, прощались навсегда.
Всего в Псковской области действовали 10 эстонских батальонов численностью около 10 000 человек. Из эстонцев было сформировано и местное отделение СД. Обще число убитых эстонцами жителей области установить не удалось до сих пор.
Отличились эстонские коллаборанты и в Белоруссии. Здесь в карательных операциях по ликвидации советских партизан в районе Полоцк – Невель – Идрица – Себеж, наряду с частями Вермахта участвовали эстонские добровольческие бригады СС. Они расстреливали мирных жителей, уничтожая людей целыми деревнями, участвовали в массовой отправке мирного населения в Германию.
Неудобная память
Снос советских мемориалов в странах Прибалтики мотивируется тем, что они «неудобны» и не вписываются в современную политику «демократических» стран с их европейскими «идеалами». Вызывают «социальную напряжённость». Это не удивительно. Ведь там в чести совсем другие ценности.
Многие предатели после войны были осуждены в СССР. Но немалому их числу удалось избежать наказания. В большинстве это были те, кто сумел пробиться на Запад и сдаться союзникам. В послевоенной Европе и США такие люди оказались востребованными. Часть из них дожила до развала СССР
Сегодня оставшиеся в живых бывшие эсесовцы ежегодно собираются на свой ветеранский слёт. Под штандартами частей, в которых они воевали. На тех самых местах, где шли самые ожесточённые бои и где их громила Красная Армия.
Их сборища охраняет полиция. Их приветствуют молодые руководители государства – приверженцы либерализма, которые не устают твердить мантру о трудных временах «советской оккупации».
Конечно, стоящие в таких местах советские памятники стали «неудобными». Фашистским недобиткам они напоминают о том, как приходилось уносить ноги, спасая свою шкуру. Но ничего. Нашу память не задушишь, не убьёшь. Мы свою историю переписать не дадим.
И напоследок о пресловутой «советской оккупации». Ввод частей Красной Армии в страны Балтии в 1939-м – 1940-м годах был осуществлён по дополнительному протоколу к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом – пактом Молотова – Риббентропа. Нашей стране в условиях надвигающейся мировой войны нужна была буферная зона, которой и стали республики Прибалтики. Если бы не это – кто знает, как обернулась бы судьба Ленинграда?
А теперь попробуем рассмотреть роль Прибалтийских стран в нынешней мировой политике. Эстония, Латвия и Литва кичатся своей «независимостью» и членством в Евросоюзе и НАТО.
А теперь задумайтесь: зачем этим двум альянсам нужны три карликовых государства, которые приходится содержать за свой счёт? Ведь ни для кого не секрет, что с момента вхождения Прибалтики в ЕС в три бывшие советские республики были закачаны миллиарды евро инвестиций. И до сих пор они остаются откровенно дотационными регионами, которым без подачки не выжить.
Ответ, мне кажется, прост. Присоединение трёх государств к Евросоюзу и Североатлантическому альянсу – это тот же пакт Молотова – Риббентропа, но наоборот. Теперь Европе понадобилась буферная зона на границе с Россией. Чтобы приблизить наступательные вооружения к нашим рубежам, при этом максимально обезопасив свою территорию.
И прибалты, хоть и пытаются держать марку, прекрасно понимают отведённую им роль. Роль сторожевых пустобрёхов, которые за кость в виде субсидий готовы лаять на Россию. Ведь в Прибалтике особо и не скрывают, что снос памятников – это один из способов если не укусить нас, то сделать больно. Возвращаясь к собачьей аналогии, это когда цапнуть по-настоящему страшно, но можно, пока никто не врезал сапогом, задрать лапу на соседский забор. И бегом за очередной подачкой.
Игорь ОСОЧНИКОВ
Санкт-Петербург