Найти в Дзене

Парк Якутова в Уфе. Выдумки и правда!

Павел Бочкарев в парке Якутова в Уфе.
Павел Бочкарев в парке Якутова в Уфе.

Здравствуйте все, кто зашел на мой канал! Парк им. И.С. Якутова, про который я хочу сегодня рассказать, – это один из старинных парков города, он ведет свой отсчет с 1904 года и находится в центральной исторической части Уфы между улицами Ленина и Карла Маркса.

Куницы - символ города, перед центральным входом в парк с улицы Ленина.
Куницы - символ города, перед центральным входом в парк с улицы Ленина.

Перед тем, как написать статью про этот парк, а задумывалась она просто как описательная, я, естественно, изучил не мало разных источников, опубликованных до меня, и пришел к выводу, что прилагательное «разных» не совсем уместно, так как большинство статей просто копируют друг друга, зачастую даже, не меняя обороты речи, и вставляя одни и те же старые фотографии. И остановился на этом, можно сказать «вошел в ступор»! Но потом, все-таки, поразмыслив, решил написать о своих воспоминаниях детства и юности, а также о любимом мной, и по сей день, месте для прогулок.

Павел Бочкарев приобщился к медвежьей семье на центральной аллее парка.
Павел Бочкарев приобщился к медвежьей семье на центральной аллее парка.

Не хочу вступать в полемику с «историками» и «краеведами», но то, что многие копируют друг у друга «историю» о том, что парк закрывался на реконструкцию с 1985 по 1988 годы – это невыносимо! Как бы тогда в это время я занимался на уроках физкультуры в этом парке, учась в эти годы в железнодорожном техникуме? Осенью и весной мы бегали вокруг озера, играли в футбол на местном стадионе, а зимой катались на лыжах по большому кругу парка (лыжи брали на лыжной базе в клубе ТРЗ). И еще, две девчонки из нашей группы проходили производственную практику на детской железной дороге (очень даже работающей тогда), после третьего курса, все лето 1987 года.

На берегу озера детская железная дорога, за ней - Кирха, слева вдалеке каланча старинной пожарной части (сейчас - пожарно-спасательная часть №2).
На берегу озера детская железная дорога, за ней - Кирха, слева вдалеке каланча старинной пожарной части (сейчас - пожарно-спасательная часть №2).

Да, старые карусели в те годы не работали, видимо, из-за своей изношенности к тому времени, и определенные ремонтные работы проводились тогда тоже. Но они и после этого много раз проводились, количество реконструкций (крупных и не очень), за последние лет тридцать-сорок, и не сосчитать, но, чтобы парк совсем закрывался – такого не было.

И сейчас проводится небольшой ремонт.
И сейчас проводится небольшой ремонт.
А рядом вот такая красота.
А рядом вот такая красота.

И озеро, на моей памяти, неоднократно пытались почистить и облагородить, последний раз – вроде бы, получилось, надеюсь – надолго. Кстати, байки про солдатские сапоги и ампутированные конечности – легендарные версии названия озера, тоже кочуют из одного «произведения» в другое, повторять не буду. И еще меня умиляет, то, что некоторые именуют постройки конца шестидесятых годов «сталинским ампиром», «вождь народов», как известно, умер в 1953 году.

Центральный вход с улицы Ленина.
Центральный вход с улицы Ленина.

Конечно и мне не обойтись без небольшой исторической справки, но я коротко. В начале этот парк назывался «Сад общества трезвости» или «Парк Народной трезвости» (опять же – как кому угодно), и был он создан по инициативе тогдашнего полицмейстера Генриха Генриховича Бухартовского (улучшилась ли тогда криминогенная обстановка в Северной слободе, как тогда называлось это место, – неизвестно).

Сейчас на месте Северной слободы вот такие домики выросли.
Сейчас на месте Северной слободы вот такие домики выросли.

В 1918 году он получил своё нынешнее название в честь Ивана Степановича Якутова, революционера 1905 года и первого председателя Уфимского городского совета. Памятник ему установлен в парке, сейчас – немножко сбоку от центральной аллеи, на моей памяти это уже третье его местонахождение.

Бюст И.С. Якутова в парке его имени.
Бюст И.С. Якутова в парке его имени.

На центральной аллее парка установлена стела погибшим за советскую власть красногвардейцам и рабочим паровозоремонтного завода, кстати, мой прадед, придя с фронта первой мировой, тоже работал на ПРЗ (ныне – ТРЗ – тепловозоремонтный завод), член ВКП(б) с 1917 года, слава богу, тогда он не погиб. Я помню те времена, когда у вечного огня перед этой стелой (он и сейчас горит) стоял детский почетный караул (обычно – мальчик и девочка) в нарядных белых рубашках и красных галстуках.

Стела с вечным огнем и барельеф, посвященные похороненным здесь революционерам.
Стела с вечным огнем и барельеф, посвященные похороненным здесь революционерам.

Первое мое воспоминание об этом парке – это 70-е годы прошлого века, когда бабушка нас с братом решила привести туда, чтобы мы покатались на каруселях, но карусели, к огромному нашему огорчению, тогда тоже почему-то не работали.

Карусели и аттракционы, кстати, и сейчас не все работают.
Карусели и аттракционы, кстати, и сейчас не все работают.
Здесь тоже карусели и аттракционы, но поновее.
Здесь тоже карусели и аттракционы, но поновее.

И что мне больше всего запомнилось – это озеро с лодками, на которых можно было прокатиться по нему, и пара лебедей на этом озере, почти ручных, которые ели прямо из рук и даже не щипались. Такую неповторимую красоту и грацию белоснежных птиц воочию я увидел тогда впервые. Потом ходили слухи, что какой-то полоумный студент из мажориков, желая похвастаться своей «удалью», свернул шею одной из птиц и его, вроде бы, даже судили за это. Но за достоверность такой информации поручиться не могу.

Вот так сейчас выглядит озеро Солдатское.
Вот так сейчас выглядит озеро Солдатское.

Еще, о чем я мечтал в детстве – это прокатиться на поезде детской железной дороги, но вот незадача: как ни приедем в парк – то она закрыта по техническим причинам, то еще перерыв какой-нибудь, а когда повзрослел – желание пропало, видимо накатался на взрослых поездах. Кстати, эта железная дорога – уникальная вещь, работающая с 1953 года – это узкоколейка, проложенная вокруг всего парка, по которой курсирует реальный поезд «Пионер Башкортостана». Он ходит с мая по сентябрь и выполняет 14 рейсов в день, перевозя в год, как утверждают некоторые источники, до 20 тысяч пассажиров.

Поезд "Пионер Башкортостана" в парке Якутова.
Поезд "Пионер Башкортостана" в парке Якутова.

Моим детям с раннего детства тоже очень нравится там бывать, естественно, их больше всего привлекают качели-карусели и различные аттракционы, а сын, повзрослев, стал окунаться в прорубь – иордань, которую там ежегодно прорубают на озере на Крещение. А для любителей светского моржевания на озере Солдатском имеется специально отведенное место, желающих поплавать в ледяной воде зимой бывает немало. А нам с женой в любое время года нравится просто прогуливаться вокруг озера, лебедей там уже нет, но уток предостаточно, и от озера, как будто, веет спокойствием и умиротворенностью.

Ирина Бочкарева с нашими детьми Антоном и Настей лет шестнадцать назад в парке у озера.
Ирина Бочкарева с нашими детьми Антоном и Настей лет шестнадцать назад в парке у озера.

Вот такой получился слегка эмоциональный рассказ, если понравилось – подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить самое интересное!

И пишите в комментариях Ваши мнения – обсудим!