Сергей Балакин
Начало рассказа о фрегате HMS «Surprise» и его ролях в кино – здесь. Теперь поделюсь впечатлением о нём как о корабле-музее.
Я побывал в Сан-Диего, самом южном городе Калифорнии, дважды. В первый раз в 2013 году в ходе круиза на лайнере «Sapphire Princess». Сан-Диего очень впечатлил – именно тогда я дал ему прозвище «калифорнийский Севастополь». Одного круизного дня на этот чрезвычайно интересный город, конечно же, не хватило. И 5 лет спустя, в 2018-м, мы с женой целенаправленно отправились в Сан-Диего уже на несколько дней, чтобы успеть охватить все его основные достопримечательности. В первую очередь, разумеется, морские.
Признаюсь, фрегат «Сёрпрайз» в список приоритетов не входил. Из музейных кораблей, которых здесь более десятка, меня гораздо больше интересовали авианосец «Мидуэй», барк «Стар оф Индиа» (самый старый из ныне плавающих парусников, построенный в 1863 г.), две подводные лодки – одна американская и одна бывшая советская… Киношная реплика на фоне таких экспонатов особо не привлекала, и я в первый раз заглянул на неё почти случайно. И осознал, что если бы прошёл мимо, то многое бы потерял. Экспозиция на борту оказалась весьма интересной, а сам корабль – настоящим, совсем не похожим на кинематографические декорации. В этом смысле «Surprise» действительно стал для меня сюрпризом.
Фрегат на своём штатном месте у плавучего пирса Морского музея (Maritime Museum of San Diego):
В 2018 году я побывал на паруснике ещё раз. Принципиальных изменений не произошло, но на борту появились новые экспонаты, завершился ремонт рангоута. Я не буду выстраивать снимки по хронологии, и последующий репортаж будет состоять из фотографий, сделанных в ходе обоих визитов.
Корабль-музей «Surprise». Высокая труба принадлежит стоящему рядом парому «Berkley»:
HMS«Surprise» после перестройки из фрегата «Rose»имеет следующие ТТХ:
Водоизмещение – около 500 т.
Длина по ватерлинии – 34,9 м.
Длина по верхней палубе – 41,3 м.
Длина с бушпритом – 54,71 м.
Ширина корпуса – 9,8 м.
Осадка – 4,0 м.
Высота грот-мачты – 40 м.
Площадь парусов – около 1200 кв.м.
Двигатели – 2 дизеля по 300 л.с.
Вооружение - 28 пушек (макеты).
Носовая фигура фрегата изображает воинственную богиню Афину:
Любопытно, что корабль-музей официально именуется HMS «Surprise», но аббревиатура HMS (Her/His Majesty Ship– Корабль Её/Его Величества) в данном случае используется незаконно, так как нынешний фрегат-реплика никогда не входил в состав Королевского флота. Видимо, расчёт строился на то, что Елизавета II и британское Адмиралтейство такую вольность простят…
Вид на шканцы и квартердек (ют) фрегата:
Штурвал:
Транцевая доска и гика-шкот-тали. Позади фрегата стоит бывшая советская подводная лодка «Б-39», ныне уже не существующая - в феврале 2022 года она была сдана на слом (вообще-то лодка заслуживает отдельного рассказа, в экспозиции на её борту есть забавные детали, и я в будущем сделаю о ней статью):
На верхней палубе. На переднем плане между битенгами – дымовая труба камбуза:
Судовой колокол. На нём читается первоначальное имя корабля - HMS Rose:
Мощный талреп грота-штага крупным планом. А вдали у пирса – круизные лайнеры «Celebrity Century» и наша «Сапфирная принцесса» - «Sapphire Princess». Сан-Диего – не только военно-морская база, но и круизный порт:
Битенги и кофель-нагельные планки грот-мачты:
Пушка малого калибра (вероятно, 4-фунтовая) на шканцах:
9-фунтовые чугунные пушки в гондеке. Каждая имела собственное название – оно написано на станке. Между орудийными портами хранилось абордажное оружие:
На этом макете показаны названия всех основных элементов морского орудия и артиллерийских приспособлений (кстати, в стекле, закрывающем макет, отражается одно из орудий фрегата):
В ящике на переднем плане – пороховые заряды (картузы) и 9-фунтовое ядро:
Спальные места нижних чинов – гамаки, подвешенные между орудиями:
Обеденные столы тоже подвесные. Здесь обед, похоже, праздничный – овощи и яйца матросам перепадали нечасто:
На фрегате довольно подробно и наглядно показаны детали быта моряков парусной эпохи – еда, посуда, одежда и т.п.:
Фигурки крыс в экспозиции встречаются неоднократно. Что неудивительно – в былые времена крысы являлись неизменными спутниками моряков:
Здесь же, на батарейной палубе, вместе с командой обитал и «живой провиант». Куры жили в клетках, а свиньи и бараны – в небольшой выгородке – миниатюрном загоне:
Камбузная печь. Мою супругу заинтересовало её устройство:
Капитанский салон – единственное на корабле относительно просторное место с претензией на некоторую роскошь:
Но пушки, пусть и малокалиберные, всё равно в салоне стояли, с этим приходилось мириться:
Актёр Рассел Кроу в фильме «Хозяин морей: На краю Земли» играет на скрипке сам: он специально научился этому в ходе подготовки к съёмкам. Он признался, что это была самая трудная задача, которая ему когда-либо выпадала в его кинематографической биографии. Скрипка из фильма сейчас хранится на борту фрегата как раритет:
Небольшая каюта, посвящённая Расселу Кроу и его герою – капитану Джеку Обри:
На борту корабля находится модель фрегата «Surprise», но не нынешнего корабля-музея, а того, который описан в романе Патрика О'Брайена:
Волонтёры (или сотрудники музея?) что-то обсуждают, не обращая внимания на посетителей:
В 2013 году рангоут фрегата находился в стадии реконструкции, но к 2018-му он был полностью восстановлен. На реях появились паруса – марсели и брамсели:
Борт фрегата крупным планом – орудийные порты, руслень и вант-путенсы:
Корма «Surprise» и десятивёсельный баркас:
Морской музей активно сотрудничает с местными школами, являясь неким аналогом клуба юных моряков:
Любопытно, что в истории фильма «Хозяин морей: На краю Земли» есть небольшой «русский след». На одном из англоязычных сайтов мне попалась информация, что фильме снимались четырёх- и шестивёсельные ялы, полностью идентичные шлюпкам Российского флота. Они вроде бы изготовлены в Мексике под руководством мастера – бывшего офицера ВМФ России и также появлялись в сериале про капитана Хорнблауэра. Других подробностей, увы, мне найти не удалось.
Однако те шлюпки, что я встретил в Сан-Диего, на наши «шестёрки» совсем не похожи:
Морской музей в Сан-Диего целиком на воде: на берегу только касса, а вся остальная экспозиция – на понтонах и на борту принадлежащих музею судов. Н самом дальнем понтоне находятся корабельные и береговые орудия, в том числе снятые с «Сёрпрайза». Забавно, что некоторые пушки нацелены на базу атомных авианосцев, расположенную на противоположном берегу залива:
Подвожу итог: фрегат «Surprise» - прекрасная реплика военного судна рубежа XVIII-XIX веков. А как «парусник-киноактёр» он, пожалуй, вообще лучший в мире.
Вид на «Surprise» с воды, 2018 г.:
Предыдущая часть рассказа здесь.
Но тема кораблей-киногероев (как и кораблей-музеев) далеко не исчерпана. И фотографий, и личных впечатлений у автора предостаточно, так что новые публикации будут. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.