Найти тему
Мои психотравмы

12. Запрет на развитие себя

Из запрета «делать, что хочу я», особенно выделялся «запрет на развитие себя». Все что касалось знать и уметь, проявить и раскрыть себя.

С 5 до 14 лет меня очень тянуло петь и танцевать. Возможно, это было детская блажь, но тем не менее. Я любила подпевать артистам во время просмотра телевизора. И каждый раз я слышала: «Не пой, не вой!»

На мои попытки потанцевать: «Не вертись! Уйди! Нам не видно!»

И для меня, очевидно, что такого ребенка нужно было тупо отвести на танцы, вокал или хор. Тем более в мои школьные годы этого добра хватало в пешей доступности, и многое было бесплатным.

Мало того я всегда буквально умоляла отвести и дать мне заниматься хоть чему-нибудь. И каждый раз был ответ: «Нет. Отстань. Тебя некому водить». Я уже писала в прошлом посте, я могла прекрасно водить себя сама.

Я ни разу не услышала причину: «Нет денег». Всегда это было просто: «Нет!»

И тогда как ребенок я не понимала почему «Нет»? И сейчас как взрослая я тоже не понимаю.

Может быть, это моя защитная реакция на мою адскую ненужность родителям, которую если я осознаю в полной мере, я не выдержу ее.

Только однажды я смогла уговорить отца сходить и попробовать записать меня в танцевальный класс. Мы пришли, и преподаватель со слов папы сказал: «Сейчас уже март, поздно начинать. Приходите в сентябре». Осенью я снова услышала «Нет!»

***

Потом была гимнастика. В 3-м классе на урок физкультуры пришел тренер и показал на девочек, с которыми он готов заниматься. Среди них была и я. Достаточно маленькая и худая.

На седьмом небе от счастья я прилетела домой в полной уверенности, что теперь я точно буду заниматься гимнастикой: «Мам, меня берут в гимнастику! Пойдем!»

Ответ мамы: «Нет! Кто тебя водить будет? Никто!» Спортивная школа находилась через 1-2 автобусные остановки. Но учитывая, что со 2-го класса я самостоятельно ходила в поликлинику, это не было проблемой.

Мало того, в день первой тренировки к нам пришли моя одноклассница с мамой и она сказала: «Я свою дочь буду водить на гимнастику и тебя могу тоже. Пойдем с нами. Будете вместе заниматься».

После такого я была на 1000% уверена, что теперь то я точно буду ходить на гимнастику! Но нет. Моя мама готова была костьми лечь, но не пустить меня хоть чем-то заниматься. Единственное что она озвучивала это: «Нет! Я сказала, нет!»

***

Я понимаю, что жизнь моей мамы была не сахар. Но я даже представить не могу ход ее мыслей. В чем логика?

Когда тебя твой ребенок умоляет годами, плачет: «Отпусти! Дай жить! Дай хоть чем-то заниматься!» А в ответ: «Нет! Не живи! Не развивайся!»

Это какая-то адская ненависть к ребенку?

Или зависть что он в принципе будет испытывать что-то хорошее?

Или трусость отказаться от него или убить его. Хочется, но страшно.

И поэтому: «Доченька, существуй как биомасса, девочка для битья. Только не живи, не развивайся, не проявляй себя, не делай что хочешь, не испытывай хорошего. Просто… как-то существуй».

Я не знаю что это. Даже представить не могу.

***

Потом были попытки уговорить родителей заниматься музыкой. И тоже в ответ было: «Нет!»

Двоюродные сестры, учились игре на фортепиано. Я ходила к ним в гости, и они учили меня играть. Говорили: «У тебя сильные пальцы. Их даже разрабатывать не нужно, только с мизинцами поработать»

Я рассказывала об этом родителям и ничего.

***

В 12 лет я сама пришла на танцы – бесплатные и ближайшие к моему дому. Запретить ходить мне на них никто не мог. На всякий случай я какое-то время скрывала их от всех.

В нашем городе был танцевальный класс с именем. И в 13 лет я пришла туда. Меня приняли. Занятия были бесплатными. Но это была середина года. И старшая группа практически распалась. Занятия вели ради 2-х учениц, которые собирались поступать в танцевальное училище. Меня приняли для количества.

Как-то папа зашел за мной на занятие. Не помню зачем, я его не звала. Он поговорил с преподавательницей. А после она мне озвучила: «Ты способная, но потеряно время. Разворот стопы не развит. Нужно было приходить в 6 лет в 13 поздно. Папе твоему я это сказала, но он ничего не понял».

***

Потом был английский. Там где я занималась танцами, открыли курс английского языка, и первые 1-2 месяца были бесплатными, а позже нужно было платить.

Пришел мой папа поговорил с учителем. Тот ему сказал, что город ничего не платит, а за свой счет он не может учить нас. Если Вам удобно можем придумать бартер – мёд или еще что-то.

Папа рассказал все это дома и мой английский закончился.

Моя бабушка жила в большой деревне, в которую мы регулярно ездили. И там было много пасек и мёд там был дешевый. А один из родственников оставлял свою пасеку на лето у бабушки. Это значит, что мёд был почти бесплатным.

Проблемы оплаты в семье не было никогда.

Нанять репетитора по английскому для меня об этом даже речи не было. Хотя сестре нанимали репетиторов по нескольким предметам.

Когда я вспоминаю те разговоры отца с преподавателями, я воспринимаю его или как тупую биомассу или урода, который включал дурака, типа не понимал зачем ребенку развиваться…

***

До 15 лет я просила у родителей велосипед или скейт. Я даже не помню, что мне отвечали, но ничего не покупали.

Зато я помню, когда соседке купили велик, я попросила прокатиться. Прокатилась неумело, как смогла, учиться было не на чем. И это увидел мой отец. И когда я пришла домой он сказал: «А ты плохо катаешься на велике. На поворотах на ногу опираешься».

Т.е. отец, не купивший мне велосипед, критиковал меня за то, что я плохо катаюсь на нем.

И это при том, что в деревне у его родителей было 2 велосипеда. Подозреваю, что и в детстве моего отца велосипед тоже был. А вот дочери купить папулька так и не смог.

***

А еще была критика: «А ты плавать не умеешь? И мать тоже не умеет». Причем здесь мать? Такие вопросы обычно чужим детям задают. Про своих обычно знают.

Мы жили на 3-й линии от городского пляжа, и отец ни разу не сходил со мной на речку, не попытался научить меня плавать. У меня не было надувного круга, зато был случай когда я чуть не утонула в 2 метрах от берега.

При этом отец, который мог это все исправить, критиковал меня – своего ребенка. У меня до сих пор не укладывается это в голове, а у моего отца все в порядке.

***

Потом я поступила в институт на дневное отделение. Мне не хватило несколько баллов до бюджета, а факультет менять не хотелось. И родители согласились платить за меня. А через месяц передумали и со следующего курса перевели на заочное. Причина была не в учебе.

Помню, когда я дома между сессиями училась, мама предъявляла мне претензии: «Что ты все время учишься?»

***

Сейчас, когда я взрослая женщина я до сих пор живу по родительскому сценарию, который мне внушили с детства – мне учиться хочется, но не можется, только теперь запрещать не нужно.

Учебы мало, только если нахожусь в обстоятельствах, которые не дают мне не учиться. При этом ставить себя в жесткие условия страшно, а вдруг не доучусь, и деньги пропадут…

Например, обучение на 50% оплатил работодатель. И мне было стыдно не доучиться.

Я так и не смогла осилить английский язык, хотя попыток не бросаю.

В принципе слабо развиваю себя и свои ресурсы. Не ценю, просто понимаю головой.

Я могла бы выжать из своей красивой внешности максимум, а я использую ее по минимуму. Не занимаюсь спортом, хотя могла бы и за 3-6 месяцев была бы огонь!

А я просто пользуюсь собой, что есть, то есть. Благо не склонна к полноте и красивое тело от природы. И со стороны это выглядит ленью, но лень это следствие, а не причина.

Могла бы использовать наряды, которые показывают меня с самой лучшей стороны, но нет.

Могла бы заниматься танцами. Тоже нет.

У меня нет хобби. До недавнего времени вопросы о хобби на собеседованиях ставили меня в ступор. Только недавно я придумала более-менее удовлетворительный ответ.

Как будто мышца учиться и развиваться атрофирована. По крайней мере добровольно. Как будто воля к учебе сломалась.