Много и долго говорили о большой нагрузке учителей по заполнению многочисленных документов и разных других бумаг. Работа с документами - это набор разных текстов на компьютере, а потом их распечатка на бумагу. А теперь с 1 сентября Министерство просвещения решило эту проблему. Внесены изменения в законы, которые, как мы все знаем, нарушать нельзя.
Вышел приказ Министерства просвещения "Об утверждении перечня документации, подготовку которых осуществляет педагогический работник при реализации основных общеобразовательных программ". Теперь для педагогических работников есть перечень документов для обязательного ведения - 2 документа для учителя и 3 документа для классного руководителя и воспитателя. Но только на первый взгляд кажется, что два документа это мало.
Рабочая программа
А если вникнуть, то это огромный объем работы - даже если взять готовую программу, то в дополнение к ней идет еще много компонентов. Программа - это не только цели, задачи, учебные темы, календарно-тематическое планирование, контрольные точки, проверочные работы, анализ, результаты и отчеты, работа с пробелами в знаниях и отстающими, корректировка планирования из-за непредвиденных ситуаций. А еще отдельная программа и всё остальное для детей с ограниченными возможностями здоровья, такие школьники есть почти в каждом классе.
Журнал учета успеваемости
Это электронный документ. А в нем очень много разных разделов, не только про каждого ученика, но и про родителей. Чтобы его заполнить, обязательно надо собрать анкетные данные по многим направлениям из каждой семьи. Эти данные классный руководитель еще хранит у себя в папках в бумажном виде. Журнал учета успеваемости содержит не только отметки, но и много другой информации по работе классного руководителя.
Журнал учета успеваемости - для ученика это дневник, в котором он видит свои отметки и видит изучаемые темы и домашние задания по всем предметам и дням. Такой дневник не очень удобен для школьника, особенно начальной школы. Некоторые дети из-за этого вынуждены ждать родителей с работы, чтобы выполнять домашние задания. Из-за этого многие школы не отказались от бумажных дневников, потому что для школьников это очень удобно.
А младшие школьники просят учителя поставить отметку в дневник. Ведут счет пятерок, четверок, видят свои неудовлетворительные отметки. Это хороший стимул для учебы и гордости. Электронные дневники не стимулируют желание школьника учиться лучше.
В дневниках много дополнительной информации - карта безопасного пути от дома до школы, правила безопасного поведения, памятки, расписание кружков и секций, срочные объявления, информация от школьного врача, связь с родителями. Очень нужный предмет - бумажный школьный дневник, это "сундук" в котором собирается вся нужная информация.
Журнал внеурочной деятельности, как и журнал учета успеваемости, имеет очень разной информации, которую заполняют с помощью полученной информации от школьников, их родителей и классных руководителей.
План воспитательной работы - большой структурированный документ, много разных разделов для работы с учениками, родителями, с родительскими комитетами, с детскими организациями. Содержит полную информацию об учениках, родителях, их работе, профессии, образовании, о статусе семей, о здоровье, инвалидности, о хронических заболеваниях, о месте жительства, материальных условиях, прописке, телефонах для связи и многое другое. Социальный паспорт с большим количеством граф для заполнения по детям, родителям, семьям.
И, конечно, анализ воспитательной работы, отчеты, фотоотчеты, сценарии и презентации мероприятий, результаты, тесты, опросы, анкеты и др. Учет посещаемости школьных занятий детьми, родительских собраний родителями. Хранятся протоколы родительских собраний, копии сдаются школьной администрации.
Характеристика на обучающегося по запросу. Вот бы еще этих самых "запрашивальщиков" список иметь, кто может запрашивать, а кто нет. В некоторых школах есть требование составлять на каждого ученика полную характеристику в конце каждого учебного года. Некоторые школы требуют характеристики после начальной школы, после 9 класса и выпускнику 11 класса. Нужны эти характеристики кому или нет? Некоторые профессиональные учебные заведения требуют характеристики от поступающих к ним выпускникам.
Всевозможные организации требуют характеристики на семьи и детей под опекой или усыновленных, малоимущих, социально-опасных, неблагополучных, склонных к чему-нибудь и др.
А запросы на характеристики из полиции в сельской местности просто "умиляют". А знаете почему? Учился у тебя ученик во 2 классе, вырос и совершил противозаконные действия. Делают запрос на школу, в которой он учился. А там за это время учителя поменялись. Остался только учитель начальных классов, который учил этого гражданина во 2 классе, вот ему и придется писать характеристику.
Вот и проанализировали все законные документы для работы учителя. Интересно, а бумажные личные дела учащихся теперь кто будет вести? Кто будет делать запрос и получать подтверждение о выбывших учениках? Кто будет вести учет по всеобучу и искать учеников, которые не приступили к занятиям после перемены места проживания?
Вопросов еще много. Особенно много проблем у администраций школ. С них тоже много всего спрашивают. Как видим после нашего разбора работы у учителя меньше не будет. Особенно много работы для классного руководителя. Те, кто не имеет классного руководства, и раньше были самыми свободными от бумаг
С Вами была Валентина