Найти тему
БЛОКНОТ ЖЕНИ БОРИСОВОЙ

Рушник, косоворотка и свистулька - как мы всё это не купили

Вчера семьей съездили на фестиваль "Русское поле" в парке Коломенское. Вообще, мы поехали просто погулять, но в процессе оказалось, что в парке-музее проходит масштабный творческий фестиваль славянского искусства.

Одна из сцен фестиваля
Одна из сцен фестиваля

Вообще, практически любой фестиваль в Москве - это масштабно, интересно, многолюдно. Есть, чем заняться, и взрослым, и детям. Есть, на что посмотреть. На "Русском поле" тоже ходили люди в исторических костюмах (первая мысль: и как они в такую жару?!?!), была большая зона для детей. Но больше всего времени мы провели на ярмарке, где мастера из разных городов представляли своё творчество.

Человек Михаил в униформе стрельца 16 века. И я.
Человек Михаил в униформе стрельца 16 века. И я.

Была тут и льняная одежда - сарафаны, рубахи, детские сорочки. Были рушники и скатерти. Были глиняные игрушки всех мастей. Деревянная посуда, джутовая посуда. Изделия из камня, бересты, дерева...

-3

В общем, я была настолько увлечена, что только к концу ярмарки достала телефон и решила хоть что-то сфотографировать. Тут же стоят маленькие ткацкие станки, и мастерицы показывают, как они создают половички, например. Или вот даже был такой станок, в котором женщина делала полотно из трав и цветов.

Вот это полотно из трав
Вот это полотно из трав

Как всегда в таком месте, буквально сразу накрывает противоречивое чувство. Двойственное такое. С одной стороны, хочется скупить буквально всё. Всю эту красоту хочется себе.

Но. Зачем? Куда девать эти красивые свистульки? Эти берестяные коробочки? Или глиняные статуэтки?

Свистульки стильные
Свистульки стильные

"Давай рушник этот купим, а?" - говорю мужу.

"Зачем?" - отвечает он.

"Ну, замуж кого-нибудь выдавать!" - говорю. (18-летняя дочь стоит рядом и закатывает в этом месте глаза).

В общем, всё такое красивое, необычное. Руки тянутся потрогать, подержать, погладить, заплатить и унести. Но в нашей квартире даже полок нет, на которые можно было бы поставить хоть что-то из этого. И, насколько я могла видеть, люди в основном ходили, смотрели, но покупали мало.

Сережа пытается писать гусиным пером на специальном мастер-классе
Сережа пытается писать гусиным пером на специальном мастер-классе

Если раньше, в моем детстве, каждая такая штучка ручной работы, от мастера, была на вес золота, то сейчас ценность утратилась, на мой взгляд. Ну, то есть штучка по-прежнему ценна, но нет эффекта дефицита, ты в любой момент можешь открыть интернет и заказать что угодно, поэтому покупки таких товаров перестали быть чем-то из ряда вон.

Однако же люди работают! И делают свою работу классно! Мы с мужем задались вопросом, на что живут эти мастера. Позволяет ли их ремесло и творчество зарабатывать столько, чтобы хватало на жизнь? Что-то я бы купила только для того, чтобы поддержать, так сказать, производителя.

Ну вот красота же! Но куда её такую поставить хотя бы?!
Ну вот красота же! Но куда её такую поставить хотя бы?!

В итоге сошлись на том, что было бы классно, если бы на таких ярмарках стояли коробочки "для донатов". Ну, то есть если я захочу, я могу просто бросить условные 100 рублей в эту коробочку, чтобы поддержать мастера, без покупки ненужной мне вещи. Или на номер телефона перевести. И как-то так всё это организовать, чтобы человек воспринял это как поддержку, а не как милостыню. Потому что посодействовать сохранению промыслов хочется, поддержать конкретного мастера хочется, но его произведения у себя дома ну никак не представляешь.

Возле прилавка с изделиями из камня такой диалог наблюдала: две дамы, видимо, мама и дочь. Дочь говорит: "Господи, ну ты только посмотри на этого кота! Ну как он смотрит! Он буквально умоляет меня забрать его домой!!! Ну как может кот из камня быть таким обаятельным! Я его куплю!" Мама отвечает: "Ну куда ты его денешь?! Прекрасный кот, удивительный, классный, но тебе он точно не нужен!" Дочь: "Если я его сейчас не куплю, он меня не простит!" Мама: "Очередной пылесборник себе купишь!"
Посуда, созданная по каким-то старинным технологиям
Посуда, созданная по каким-то старинным технологиям

Вообще, конечно, тут можно поставить более глобальный вопрос о том, как народным промыслам удержаться в современной повестке, в современных квартирах, где так часто уже ремонт в стиле минимализма или хай-тек. Где когда-то ценные фигурки становятся хламом. И вообще, мир меняется, есть ли в этом мире практическое применение народным промыслам? У меня нет ответа на этот вопрос. Эти промыслы и этих мастеров необходимо сохранять и поддерживать - это несомненно. Но как практически применять плоды их творчества, лично на примере себя я не вижу.

Кстати, валенки - одно из немногих совершенно утилитарных изделий
Кстати, валенки - одно из немногих совершенно утилитарных изделий

Такой вот дуализм.

А вообще, не перестаю восхищаться тому, как много людей "с руками", видящих и умеющих создавать красоту.