Я вас категорически приветствую. С вами - Тедан Даспар. И сегодняшний выпуск будет, в очередной раз, не столько про аниме, сколько, в принципе, про детские и подростковые книги, фильмы, аниме и прочее. Просто, аниме послужило для меня, скажем так, спусковым крючком. Конкретных выводов, наверное, делать не буду, а просто побурчу. Да и вообще, если уж говорить прямо, то сегодняшний выпуск - своеобразная "затычка".
Собственно, в чём суть? В сёненах главного героя, зачастую, делают условным ровесником целевой аудитории. В своих рассуждениях про гаремники, я уже говорил, что это преследует цель, скажем так, упрощения ассоциирования целевой аудитории и главного героя. В принципе, оно и логично: представить себя на месте своего условного ровесника (и сильнее вовлечься в происходящее) - попроще. Я мог бы, конечно, поспорить. Заявить: "А вот в детстве и подростковом периоде я поглощал научную фантастику и фэнтези в огромных количествах. И мне было пофигу с кем себя ассоциировать. Со своим условным ровесником Гарри Поттером или с принцем Корвином из цикла "Хроники Амбера", возраст которого измеряется веками". Мог бы я так заявить, мог бы поспорить... Но вспоминая, что именно я более увлечённо перечитывал, прихожу к выводу, что с условным Гарри Поттерм мне было себя легче ассоциировать.
Тут можно было бы и снять вопрос: "А зачем главные герои - школьники?" - и закрыть тему. Но если уж я начал нудить, то продолжу. И подниму другой вопрос: "А чего они такие крутые?". Вопрос, конечно, риторический. Крутые они, во-первых, потому, что ассоциировать себя с кем-то крутым - приятнее. Во-вторых, не были бы они крутыми, не было бы и произведения. Только вот крутость бывает разная.
Возьмём, например, "Сильнейший в истории ученик Кеничи". Изначально главный герой - простой "мальчик для битья". Но, по ходу сюжета, он осваивает боевые искусства и становится сильнее. Периодически огребает, когда встречает превосходящего противника, но начинает усиленно превозмогать и становится всё сильнее. И за этим следить интересно. Конечно, понятно, что Кеничи станет самым сильным и, в конце концов, всех победит (на это намекают и название, и негласные правила сёненов). Но вот процесс становления его самым сильным - интригует. Особенно, если учесть, что он - моралист. Есть, конечно, некоторые условности, но на них можно закрыть глаза.
Другой пример: "Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире". Главный герой исекайнулся, но без всякой лишней крутизны. Формально, он - никто, и звать его - никак. Да - у него есть возможность откатывать время, до условного чекпоинта, в момент своей гибели. И это даёт ему определённые преимущества. Но суть в том, что становится круче ему приходится, опираясь лишь на собственную хитрожопость и эту возможность откатывать время. И, до поры, довольно интересно следить, как он выкрутится из очередной передряги.
И можно привести ещё немало таких примеров. Если показывают рост главного героя, то это - логично и правильно. И так довольно часто и поступают.
Но можно привести и немало примеров, где главный герой изначально крут просто потому что. Когда объяснения крутизны даются, они, всё равно, порой, воспринимаются, как "потому что". А в процессе герой становится ещё круче (порой, при этом, - "за кадром"). А то и вовсе - главный герой - обычный школьник, но он - нереально крут.
Есть, конечно, всякое. Тот же Рикуо из "Внук Нурарихёна" - крут по той простой причине, что он, собственно - внук Нурарихёна - далеко не последнего ёкая в округе. Но Рикуо, во-первых, интересен, как персонаж (со всеми своими проблемами и дилеммами), во-вторых, рост его крутизны показан, в-третьих, у него есть и слабости (в форме человека он превосходит по возможностям ровесников-людей, но вот ёкаям, зачастую, уступает).
Кстати, я сейчас подумал, что у меня какие-то "двойные стандарты". Когда, в циклах повестей "Лабиринты Ехо", "Хроники Ехо" и "Сновидения Ехо" практически открытым текстом говорят: "Сэр Макс - сьюха, но так надо" - мне нормально. А когда в каком-нибудь сёнене мне говорят: "Главный герой - реально нереально крут, но так надо" - мне уже такой подход не нравится. Хотя, возможно, дело в том, что Макс - не школьник (хотя, его возраст - дискуссионный вопрос).
А вообще, знаете, что я сейчас подумал насчёт этих "крутых школьников"? Когда мне исполнилось лет одиннадцать, подарили мне небольшую стопку, так называемых, детских детективов. Как я к этим подаркам отнёсся - не важно. Суть в том, что я попытался их прочитать, но не зашло. А почему? А потому, что, ну вот не верил я, что мои условные ровесники, могут распутывать преступления так лихо, что Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро нервно курят в стронке. Вот и здесь так же. И это, кстати, контраргумент, на возможные заявления: "Это ты сейчас, лоб тридцатилетний, бурчишь. А целевой аудитории - нормально" - мне не было нормально, и когда я был в возрасте этой целевой аудитории. К чему я это? Я принимаю фантастические условности, когда они даются. Но когда приходится принимать и тот факт, что "обычный японский школьник" голыми руками раскидывает всяких монстров и демонов - меня, порой, коробит.
Ладно, на этом, пожалуй, всё. С вами был Тедан Даспар. Всем спасибо за внимание.
#аниме #сёнен #школьник #школьники #подросток #рассуждения #бурчание