Найти в Дзене
Книга странствий.

Достопримечательности Москвы. Да кто теперь ходит в музеи?

Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910 год.
Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910 год.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Зачем нужны эти музеи, кто в них ходит, кому интересно рассматривать портреты давно умерших людей, библейские мотивы, импрессионистские пейзажи и натюрморты с кувшином и лимонами? Зачем переться куда-то, платить деньги, стоять в очереди и раздражаться из-за толпы туристов, мешающих посмотреть картину знаменитого художника?

Есть интернет, набрал в поисковике и вот тебе все художники, скульпторы, все мумии вместе со своими кошками и биографиями и легендами. Ввёл в строку поиска Мане, например, и сеть тебе выложит все работы, аннотации, все были и небыли связанные с художником.

А вы знали, что Мане и Моне это два разных человека и оба они были художниками? Я не знал.

Так есть ли смысл в физическом присутствии в музее? Конечно есть.

Пока ещё утро, солнце ещё не палит беспощадно, а лишь греет и полосует тенями городские улицы. В воздухе стоит гарь от лесных пожаров, листья выгорают и скручиваются в трубочку, земля давно не видевшая дождя, пылит и трескается. По улицам ползут поливалки, прибивая струями воды пыль дорог.

А в Пушкинский музей уже приличная очередь.

ГМИИ имени А.С. Пушкина
ГМИИ имени А.С. Пушкина

Приятно осознавать, что не все ещё заменили поход в музей на тик-ток.

Как человек далёкий от искусства, основываться буду лишь на собственные ощущения и чувства. Ещё не давно делил я картины на нравиться и не нравиться, но оказалось что это не так работает.

Эдвард Мунк. Белая ночь. Остгардстран. (Девушки на мосту). 1902-1903
Эдвард Мунк. Белая ночь. Остгардстран. (Девушки на мосту). 1902-1903

Глядя на некоторые произведения, думаешь- такое и в детском саду дети могут исполнить. И чем он так прославился, художник этот, и кто покупал его картины, и был ли хлеб в его доме с такой, простите, живописью? Начинаешь разгонять мысли: может и мне попробовать, что-нибудь эдакое написать. И действительно, для человека творческого, поход в музей ли, на выставку и созерцание картин, статуй или инсталляций может добавить идей для творчества. Называется это насмотренность, приём которым пользуются многие творцы и нет в этом ничего плохого, обычная практика.

Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. Монмажур. 1888 год
Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. Монмажур. 1888 год

Но это не значит, что только творческим личностям следует приходить в такие места, вовсе нет. Как говорится: "прикоснуться к прекрасному" стоит каждому.

С помощью картин и собственной фантазии можно заглянуть на улочки Парижа двухсотлетней давности, взобраться на Олимп и понаблюдать за богами, заглянуть в печальную глубину глаз неизвестной дамы, постоять на Голгофе, попасть на бал или даже казнь, увидеть северное сияние из далёкого прошлого.

Константин Алексеевич Коровин. Гаммерфест. Северное сияние. 1894-1895 гг.
Константин Алексеевич Коровин. Гаммерфест. Северное сияние. 1894-1895 гг.

Такие разные взгляды и техники, яркие, пёстрые, мрачные, гнетущие, лёгкие и весёлые. Миллион тонких деталей или минимум размашистых широких мазков, в детализированных удивляешься терпению и кропотливой работе мастера, у импрессионистов способности передать свое особое видение привычных вещей.

Эжен Каррьер. Поцелуй матери. Конец 1890-х.
Эжен Каррьер. Поцелуй матери. Конец 1890-х.

Возвращаясь к заголовку статьи, скажу, в музей ходят и ходит очень много людей. Разного пола, возраста и социального статуса. Здесь несложно встретить плечом к плечу пожилую даму в ажурной шляпке и юношу черных одеяниях и мощных берцах, и оба будут взаимовежливы и учтивы. Искусство делает человека, учит и наполняет. Ходите на выставки, на спектакли, представления и перформансы, расширяйте кругозор- это интересно и полезно, вам понравится.

До встречи в музее.

-7