Найти в Дзене

Вспоминая книжное детство - 5

Иногда я задумываюсь о своих детских книжных предпочтениях и понимаю, что довольно много я читала повестей о ровесниках, особенно любила весёлые истории о школьниках, о чём остался своеобразный «след». Про него и расскажу! Но вначале о школьной библиотеке. Как я уже упоминала, дружба с библиотекарем Натальей Ивановной, зародившаяся в школьные годы, продолжается и по сей день. О первых визитах в школьную библиотеку рассказывала здесь: В средней школе появилось такое понятие как летняя практика. Обычно это были две недели, в течение которых ученики пололи клумбы вокруг здания школы, грядки на пришкольном участке, помогали с ремонтом в кабинетах. Мне кажется, что я и две мои подруги на такой практике были только один раз. А всё потому, что наша помощь потребовалась в библиотеке. В конце учебного года все сдают учебники, перед началом – получают, нужно всё принять, пересчитать, разобрать, а потом раздать. Наталья Ивановна попросила у администрации помощников, и мы с радостью отправились в

Иногда я задумываюсь о своих детских книжных предпочтениях и понимаю, что довольно много я читала повестей о ровесниках, особенно любила весёлые истории о школьниках, о чём остался своеобразный «след». Про него и расскажу!

художник Станислав Забалуев
художник Станислав Забалуев

Но вначале о школьной библиотеке.

Как я уже упоминала, дружба с библиотекарем Натальей Ивановной, зародившаяся в школьные годы, продолжается и по сей день. О первых визитах в школьную библиотеку рассказывала здесь:

В средней школе появилось такое понятие как летняя практика. Обычно это были две недели, в течение которых ученики пололи клумбы вокруг здания школы, грядки на пришкольном участке, помогали с ремонтом в кабинетах. Мне кажется, что я и две мои подруги на такой практике были только один раз. А всё потому, что наша помощь потребовалась в библиотеке. В конце учебного года все сдают учебники, перед началом – получают, нужно всё принять, пересчитать, разобрать, а потом раздать. Наталья Ивановна попросила у администрации помощников, и мы с радостью отправились в заветный уголок школы.

Всё перечисленное мы делали, но к этому постепенно добавлялось всё новое и новое. Мы наводили порядок в фонде, помогали в оформлении библиотеки и даже заполняли книжные карточки! Не помню, когда именно, но мы освоили библиотечный шрифт. Не сразу всё получалось, но тренировки делали своё дело, и вот мы смогли заполнять грамотно карточки!

Вы знали об особом шрифте библиотекарей?

Нашла пример в сети! Помню, как особенно мучилась с маленькой а и очень любила писать е.  Но главное - наклон, точнее, его отсутствие.
Нашла пример в сети! Помню, как особенно мучилась с маленькой а и очень любила писать е. Но главное - наклон, точнее, его отсутствие.

Встречать новинки и заполнять карточки мне очень нравилось! Особенно момент, когда открывали коробки с полученными книгами. Сказочно! Кстати, именно тогда я влюбилась в Муфту, Полботинка и Моховую Бороду: в библиотеку поступил том, где все 4 истории были вместе! А вы же понимаете, что мы не только заполняли, расставляли и т.п., первые читатели новых книг – тоже мы!

Обладать такой книгой: что-то из области фантастики! А вот взять в библиотеке – реально. Иллюстрация Эдгара Вальтера влюбили в себя на всю жизнь (вот буквально завтра ещё одна книга должна со мной встретиться), как и приключения трёх накситраллей. И ведь появился у меня собственный экземпляр, сестра нашла у букинистов и подарила! Произошло это 9 лет назад, ещё до того момента, как издательство «Нигма» стало переиздавать их.

Моя прелесть!
Моя прелесть!

Но я отвлеклась. Про накситраллей в другой раз.

Во время одной из практик, уже не помню, после какого класса дело было, я читала заинтересовавшие меня книги. Их я обнаруживала на полках, вытирая пыль. Как вы знаете, встречают по одёжке: привлекали моё внимание книги зачитанные, с каким-нибудь задорным рисунком на переплёте. И наткнулась я на повести Сергея Голицына! Кажется, первым был прочитан «Городок сорванцов», а уж вдогонку пошли все найденные. В эйфории после прочитанного я предложила такие вот замечательные книги про приключения самых обычных школьников собрать вместе.

Не очень верю во всякие знаки, но улыбнулась, когда позавчера встретила вот такую иллюстрацию в книге: очень соответствует происходящему тогда. И подпись тоже) Художник И. Дунаева.
Не очень верю во всякие знаки, но улыбнулась, когда позавчера встретила вот такую иллюстрацию в книге: очень соответствует происходящему тогда. И подпись тоже) Художник И. Дунаева.

Библиотекарь, конечно, пошла мне навстречу. Наталья Ивановна выделила полку на стеллаже, я согласовала название и с небывалым энтузиазмом прочёсывала фонд на предмет, что же ещё добавить туда. Занятие это продолжалось не только летом, но и во время учебного года!

Представляете мои эмоции, когда лет шесть назад оказалась в библиотеке, а там:

Да, надпись регулярно обновляется (чего не скажешь о содержимом полки), просто я попала туда как раз летом, когда и идут эти работы по приведению фонда в порядок.

И Голицын. Зачитанный в прямом смысле слова до дыр.

Школьные библиотеки в маленьком районном центре никто не спешит пополнять книгами, что-то новое там появляется только силами учеников и их родителей. В школе проходит ежегодная акция, когда любой желающий ученик или целый класс может подарить библиотеке книгу. Я тоже подарила и не одну, а потом и мои друзья подключились: несколько десятков новых интересных историй в библиотеке появилось.

А повести Сергея Голицына и по сей день со мной. Я так радуюсь, когда слышу от нынешних школьников о чтении этих историй! Издательство «Речь» переиздало многое, а ведь этих книг уже было не найти ни у букинистов, ни в электронном виде. «Городок сорванцов» я пыталась перечитывать с чьих-то фотографий. Теперь у меня есть мои, новенькие:

Кстати, под все требования, придуманные мной для полки «Забавные приключения» подходила и вот эта книга:

Но это уже наша собственная, привезённая от бабушки и дедушки, с дарственной надписью моей маме! Об этом рассказывала здесь:

Рисунков мало, но такие они задорные, и от чтения историй было не оторваться. Особенно любила повесть «Саша и Шура». Какие там удивительные Веник и его мама! Истории Анатолия Алексина сейчас много переиздают, но новые книги я не покупаю: сохраняю нашу. А книги про будни и приключения школьников читать люблю до сих пор.

#детские книги #детские книги СССР