#записки_практикующего_психолога
Странная ситуация произошла несколько недель назад. Вместе со мной в лифт вошла женщина. Как только закрылись двери, она вдруг сказала:
- Он меня унижает и ни во что не ставит. Все время кричит, при детях, при моей маме. Я все делаю, чтобы ему было хорошо, а он кричит, - в голосе жалобные нотки.
- Вам с ним хорошо?
- Да, я люблю его. Он – самый лучший, - абсолютно уверенно, как будто другой человек находился сейчас рядом со мной.
Я пришла домой и весь вечер находилась под впечатлением не столько от этого разговора, сколько от ее взгляда, - в нем одновременно присутствовали страдание Жертвы и любовь к Деспоту.
И вспомнилось еще несколько случаев из консультативной практики, когда женщины с гипсом на руке, гематомой под глазом или на скуле приходили со слезами и классическими вопросами: «Что делать?», И: « Как теперь быть?», а заканчивали рассказом о том: «…Как он красив в ярости! Вы даже не представляете!».
Как-то услышала я разговор двух женщин:
- Я всегда забиваюсь под кровать, когда его накрывает. Мне там спокойно, потому что он точно до меня не дотянется. Он орет, кричит, а я смотрю на него и любуюсь. Какой он красивый в этот момент! – говорит одна.
–- Ты ненормальная? – Возмутилась вторая. – Когда-нибудь он убьет тебя, - не понимаю, как можно такое терпеть? И ради чего?
- Тебе не понять. Я люблю его. Просто иногда с ним случаются такие приступы, - и у нее становится такой же взгляд: в нем страдание меняется на любовь-восторг.
Скажете, что эти женщины сумасшедшие? Нет. Это как раз та самая любовь, о которой так много говорится и пишется в некоторых изданиях и распространяется в интернете незрелыми подростками: Настоящая Любовь как притяжение двух противоположностей. И самый яркий пример – это как раз Любовь Жертвы и Деспота. Вот уже где целостность и магическое притяжение! Когда одному без другого жить невозможно. Отличная реализация мечты об отношениях, почти Совершенство.
Как появляются Жертва и Деспот? Формируются в детско-родительских отношениях. Респект родителям! Одного из детей постоянно физически наказывали или психологически унижали на глазах у младшего ребенка. Конечно, это психологическая травма и для одного и для другого.
Маленький ребенок еще не способен к адекватному восприятию и анализу происходящего: кто прав, кто виноват и в чем причина поступка родителей? Его мир делится на две составляющих: хорошие – плохие, добрые - злые, грустно – весело, сильный - слабый. У него пока нет оттенков и полутонов, поэтому отождествление происходит либо с жертвой (в данном случае это тот ребенок, которого постоянно наказывали), либо с агрессором-деспотом, который наказывал.
В этой ситуации выгоднее быть деспотом, вернее, безопаснее, потому что к страху и переживаниям за сестру или брата, которого наказывают, примешивается страх быть отвергнутым самыми близкими людьми – родителями. А так как ситуация с унижением другого продолжается постоянно, агрессивные черты закрепляются, и особенно быстро это происходит, если у ребенка есть к этому определенные предпосылки – деспотичные черты характера.
Психика, защищаясь от непосильного страха и невозможности справиться с такими сложными переживаниями, подталкивает к правильному, в той, детской ситуации выбору: надо стать агрессивным и сильным, чтобы не оказаться в роли жертвы, которой причиняют боль.
Приходит время взросления и этот испуганный, растерянный ребенок, с детства наблюдающий насилие превращается в деспота. А деспоту, как воздух необходима жертва, на которой он и отыгрывает свои детские страхи, подтверждает свою неуязвимость, силу и агрессивность, чтобы никто не догадался, как боится он стать той самой жертвой, наказание которой он так часто наблюдал в своем детстве. Поэтому выбор партнера-жертвы – это идеальный вариант. И не только для того, чтобы доставлять мучения.
Деспот не умеет чувствовать, понимать, у него проблемы с проявлением эмоций, у жертвы, наоборот, сложности с проявлением агрессии, зато эмоций - избыток. Это мучительный, обоюдно изматывающий, но все-таки извращенно–гармоничный союз двух половинок, которым и вместе тяжко, и врозь невозможно.
Поэтому жалобы Жертвы, у которой с детства любовь и забота ассоциируются с болью и унижением, - это всего лишь желание выговориться. Попробуйте женщине-Жертве сказать, что ее партнер – жалкое существо, самоутверждающееся через более слабую и зависимую женщину, и она возненавидит вас в эту же секунду, и будет защищать того, кто вытирает об нее ноги в прямом или переносном смысле. И именно Жертва найдет и озвучит тысячу причин, почему она не может уйти от того, кто делает ее жизнь невыносимой. Потому что Любовь – боль, Любовь – унижение – это как раз то, без чего ее жизнь будет абсолютно пустой и пресной.
И не старайтесь найти в этом странном союзе логику, ее нет. Ведь у каждого своя модель отношений и своя истории жизни. Ведь давно известно, что хорошо для одного, может стать губительным для другого.
Или у Вас иное мнение на этот счет? Для конструктивных комментариев приглашаю на свой ТМ-канал «Записки практикующего психолога» или в группу ВК «Психология реальной жизни». Ссылки есть здесь, в моем профиле.
Психолог Ирина Кураж
#психология #психологиринакураж #жизнь #люди #мужчинаиженщина #мужижена #родителиидети #домашнеенасилие #синдромжертвы